В борьбе против Китая американцы решили сделать ставку на Индию.
Во время последнего визита в июне этого года в Вашингтон премьер-министра Индии Нарендру Моди принимали так, как в свое время премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, — на самом высоком уровне. Оказали высокую честь, удостоив выступления на совместном заседании Палаты представителей и Сената, а президент Байден устроил для него торжественный ужин в Белом доме. Кроме того, на встречу с Моди собрались представители ведущих американских компаний. Трудно даже вспомнить, кого еще в последнее время с такой помпой встречали американцы и почему?
Мне кажется, ключ к этому таится во фразе, которую произнес Моди, выступая перед Конгрессом:
«Темные тучи принуждения и конфронтации отбрасывают свою тень на Индо-Тихоокеанский регион. Стабильность в регионе стала одной из центральных задач нашего партнерства».
Совершенно очевидно, что «под темными тучами принуждения» Моди метафорично имел в виду Китай, и надо признать, что американцы, как и он, тоже опасаются китайских туч. И желание разогнать эти «тучи» подталкивает их друг к другу.
Можно сказать, у двух стран сейчас просто конфетно-букетный период отношений. По итогам визита Америка и Индия договорились о многом. Это и увеличение числа консульств в обеих странах, и договоренность по энергетически полезным ископаемыми и по солнечной энергетике, решение наладить производство американских двигателей для индийских ВВС, а также дронов, и соглашения по космосу.
Кроме того, Соединенные Штаты обнародовали соглашения о продаже оружия Индии и обмене с ней секретными военными технологиями. Не помешало даже то, что у значительной часть американского истеблишмента есть претензии по поводу развития демократии в индийском обществе.
Пожалуй, эти страны никогда не были так близки, как сейчас, и так заинтересованы друг в друге. Недаром Джон Кирби, представитель Совета национальной безопасности США, заявил:
«Нет более важного партнера, чем Индия, с точки зрения таких вопросов, как искусственный интеллект, цепочки поставок, чистая энергетика, полупроводники и изменение климата».
Отчего вдруг американцы принимали руководителя Индии на столь высоком уровне? Все очень просто. В своей обострившей за последние годы борьбе с Китаем Белый дом увидел в Индии потенциального союзника для сдерживания КНР, в которой видят опасного соперника. И не только из-за Тайваня.
В первую очередь Белый дом волнует усиливающаяся экономическая мощь Пекина. Вот бесстрастные цифры, доказывающие это: по данным МВФ, в 2023 году ВВП США составит $26,9 трлн, в то время как ВВП Китая достигнет $19,4 трлн. Вроде бы повода для беспокойства у США нет, но по прогнозам экономистов в течение ближайших двадцати лет нынешнее преимущество Америки на 30%, скорее всего, уменьшится.
Нарендра Моди с Джо Байденом и первой леди США Джилл Байден. Фото: Erin Schaff / The New York Times
А теперь давайте посмотрим на экономику Индии, для которой Белый дом широко раскрыл объятия. Это бурно развивающаяся страна, пятая экономика в мире, и Вашингтон она воспринимает не только как мощный противовес возросшему влиянию Китая — но и как возможность, с помощью США, еще сильнее поднять свою экономику. Пытаясь занять достойное место на мировой арене, Нью-Дели видит в Вашингтоне сильного политического и экономического союзника.
И ей есть, что продемонстрировать американцам в качестве своих успехов. С 2018 года экономика Индии выросла на 7,3%, а в 2017 году ее ВВП достиг $9,45 трлн, страна заняла третье место после КНР ($19,39 трлн) и Соединенных Штатов ($23,16 трлн). Банк Goldman Sachs прогнозирует, что ВВП Индии превзойдет ВВП еврозоны в 2051 году и Америки к 2075 году, это предполагает рост на 5,8% в течение следующих пяти лет и на 4,6% — после 2030 года. За счет чего такие радужные прогнозы?
Население этой бывшей английской колонии в 2023 году достигнет 1,4286 млрд человек против 1,4257 в Китае. То есть в Индии народу уже будет больше, чем в Китае. И большое количество рабочей силы, да и более дешевой, чем в Поднебесной, могут обеспечить устойчивое развитие и экономический рост Индии.
Причем население Индии в основном — это молодые рабочие руки. Плюс значительное количество ее граждан владеет, в отличии от китайцев, английским языком. Недаром Индия стала центром, где сосредоточено большое количество местных программистов, выполняющих заказы со всего мира: работу они делают быстро, качественно и дешево.
По этой же причине немало международных компаний перенесло свои колл-центры в эту страну.
Попробуем сравнить сильные и слабые стороны двух конкурирующих стран: Индии и Китая. Начнем с того, что конфликт Индии и Китая носит принципиальный характер. Обе страны развиваются как глобальные промышленные производители, конкурируя за одни и те же рынки и одни и те же ресурсы. У обеих стран есть проблемы со своим мусульманским населением, обе обладают атомным оружием, у них мощные и богатые диаспоры за границей, с помощью которых они расширяют свое влияние. Но при этом в Китае сейчас идет демографический спад, численность рабочей силы уже миновала пиковое значение, а в Индии — подъем. Но из 900 миллионов трудоспособных граждан Индии лишь около половины можно считать реально действующей рабочей силой страны, а более трети женщин вообще неграмотны. Вообще надо признать, что беспросветная нищета и кастовость индийского общества тормозят образование населения.
ВВП Китая в пять с лишним раз больше индийского и примерно в 2,7 раз больше по паритету покупательной способности. Размеры военных расходов Китая выше в 3-4 раза, а размер его валютных резервов больше как минимум в 6-7 раз. Примерно во столько же раз выше объемы торговли Китая, а его преимущество в сфере кредитования глобального развития просто астрономическое.
Китайцы успешно осваивают Африку, среднеазиатские республики бывшего СССР и другие страны и континенты. В этом вопросе Индия им сильно уступает.
И в Нью-Дели понимают, что без помощи американцев Китай, экономика которого в пять раз больше индийской, не догнать, хотя бы потому, что свое движение в ряды крупнейших экономик Пекин начал гораздо раньше. А догоняющий, рассчитывающий только на свои силы, всегда отстает.
И сейчас, когда западные компании очень настороженно относятся к Китаю, у Индии, широко распахнувшей свои двери для иностранного капитала, появляется прекрасная возможность поднять свою экономику, тем более что она ставит перед собой крайне амбициозные цели — занять достойное место в списке мировых держав-гигантов. И американские капитаны бизнеса быстро оценили открывающиеся возможности.
После беседы с премьером Моди Илон Маск заявил:
«Это была отличная встреча, я очень взволнован будущим Индии. Я думаю, что она более надежна, чем любая другая крупная страна в мире».
И генеральный директор Apple Тим Кук тоже заявил, что потрясен динамикой индийской экономики. А американская корпорация Micron строит в Индии завод на миллиард долларов.
Илон Маск и Нарендра Моди, 20 июня 2023. Фото: PTI Photo
Отношения между Индией и США укрепились настолько, что Америка и Индия договорились прекратить шесть незавершенных торговых споров между ними в ВТО.
Плюс, укрепляя связи с этой страной, Белый дом, как бы «наказывает» Пекин, показывая, что нашел ему достойную замену. А Индия за счет этого поднимает свой авторитет не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и на мировой арене.
Но при этом Индия проводит мудрую многовекторную политику. Используя возможности, Штатов, она не бросается безоглядно в объятия Вашингтона и Евросоюза, а сотрудничает и с Россией в рамках БРИКС.
А после того, как США и их западные союзники устроили практически блокаду России, Индия не пошла у них на поводу, а скорее даже наоборот, усилила экономические связи с нашей страной. Она продолжает закупать оружие у России, стала одним из крупнейших экспортеров российской нефти, не осудила СВО на Украине. И ей совсем не улыбается, что данная ситуация может привести к еще большему сближению России с Пекином. Так что представить индусов такими же безоговорочными союзниками США, как англичане, абсолютно невозможно.
Не исключено, что членство Нью-Дели в БРИКС с Россией и Китаем заставит ее проводить более взвешенную политику и не стать орудием в борьбе против Пекина. Индия совершенно не собирается становиться полностью ведомой в фарватере американской внешней политики. Хотя ее сильно пугают крепнущие связи Китая с Пакистаном, страной, с которой у нее постоянный конфликт, наверное, с того времени как образовались эти два государства. Кроме того, нельзя забывать и о нерешенном территориальном конфликте с Китаем из-за части Тибета: последний раз вооруженное столкновение там было не так давно — в 2020 году. Тогда, кстати, Белый дом полностью встал на сторону Индии.
Поэтому Нью-Дели рассматривает Штаты, с которыми сейчас проводит больше совместных военных учений, чем с любой другой страной, как противовес усилению военной мощи Китая. А, в свою очередь, Белый дом в противостоянии с «китайским драконом» очень надеется на помощь «индийского слона».