Зачем Россия сокращает экспорт нефти, и что будет с ценами на бензин
Россия с 1 августа сокращает поставки нефти на внешний рынок на 500 тысяч баррелей в сутки. Это немало. Саудовская Аравия, непревзойденный мастер этой излюбленной нефтяниками забавы (то закрутить кран, то открутить так, чтобы нефтью брызгал даже Женевский фонтан) снимает с торгов 1 млн баррелей в день. Цифры сопоставимые. Для сравнения: Алжир тоже в игре, но сжимает предложение лишь на 20 тысяч. Мы делаем действительно крупную ставку.
Ну и, конечно, вы спросите, зачем?
Может быть, чтобы нефть оставалась на внутреннем рынке? И не дорожал бензин? Пока на заправках тишь да гладь, но в оптовом звене явно что-то назревает. В начале июля биржевые (оптовые) цены побили исторический рекорд, а с начала года в опте бензин взлетел на 50%. Боятся, что ценники на заправках засмотрятся вверх уже осенью. Может быть, а может — и нет. Разберемся.
Тревожная внешность рынка
Мировой рынок нефти — очень скучная материя. Ни страстей, ни фантазии, сплошной чистоган. Иногда я смотрю ролики адептов теорий заговора и думаю: «ребята, как жаль, что вы не в ОПЕК. С вами рынок был бы интереснее».
Если кратко: Россия сокращает экспорт, чтобы поднять мировые цены и заработать немного больше. Бюджет уже не столь критично зависит от нефти, как в сытые нулевые, но падение нефтегазовых доходов в первом полугодии 2023 года на 47% — это больно. Цены надо поднимать.
Вы, наверное, интуитивно понимаете, как это работает. Скажем, вы хотите продать нефть. Но вы видите, что она стоит довольно дешево. В поисках причин вы обнаруживаете, что нефти полно и ею не барыжат разве что в гастрономах. Надо бы предложение сократить, тогда и цены вырастут.
Вы начинаете убеждать других поставщиков немного подзажать магический кран. «Что тебе торговать по цене воды? Покажи им настоящую засуху. Пусть попрыгают». И так ты говоришь с каждым.
Твои аргументы вески, твое обаяние не знает границ. Все соглашаются, черные реки пересыхают, цены растут, а ты тут как тут. Кому нефти наваристой, черной, маслянистой? Налетай! И нет тебе ни квот, ни берегов. Реализуешь бочками, танкерами, а попросят налить в ладошки, нальешь и в ладошки.
Другие видят такое дело, и думают: вот хитрец. Правда, цену выправил. А давай и мы. И все повторяется. Почему, собственно, нефтяной рынок похож на старинную книгу Экклезиаст, где нет ничего нового под Луной, и, если скажут тебе, вот новое — нет, и это было уже. Конец цитаты.
Незаслуженно обделенные
Как вы уже поняли, в эту игру собирается сыграть и Россия, а с нею и арабские партнеры. Почему бы и нет. Мировые цены в самом деле падают. Год назад, в июле, за бочку сорта Brent давали 103,5 полновесных (нет) доллара. Но уже в январе — лишь 78, а в начале марта цена и вовсе свалилась до позорных 73 долларов. Сейчас 79, и это ни о чем.
Конечно, бывали времена и хуже. В 1970 году нефть стоила смехотворные 1,7 доллара, а в 1980-м — 36 долларов. Доллар, конечно, был тогда несколько помощнее нынешнего. Но уже в наши дни, например, в начале нулевых годов, накануне вторжения США в Ирак, было и 20 долларов, и меньше было. Тем не менее, вкусив тарифа далеко за сто, уже не довольствуешься малым.
Среднемесячные спотовые цены на нефть марки Brent в долларах США за баррель. Период с мая 1987 по январь 2016 года.
Но у России на самом деле больше причин требовать высокого ценника, чем у Саудовской Аравии. Ведь мировая цена в 79 за баррель вовсе не означает, что и Россия получает эти 79. Хорошо, если чуть больше половины. Почему?
Есть три причины:
- объективная: качество нашей нефти хуже аравийской, добыть ее тяжелее, транспортировать сложнее. Все вместе это ставит нас в более сложную позицию на рынке;
- субьективная-1: указывая на описанное выше объективное обстоятельство, наши партнеры во все времена, в том числе в эпоху братания и умиления русской культурой, не давали нам справедливую цену. Наш сорт просто не торговался так, как он стоил. Наши даже придумали свой сорт и думали как-то продвинуть его на биржу, но по нему не совершено ни одной сделки, и сорт отменили. Насильно мил не будешь.
- субъективная-2: санкции. Пресловутый санкционный дисконт (толком не транспортируешь, напрямую не продашь, деньги в Россию перевести — целый квест) поставил нас в потрясающе неудобные рамки. Впрочем, наше счастье в том, что нас никогда не любили. И нам к неудобным рамкам не привыкать.
В результате в июне мы торговали по 55 долларов, а нам для хорошего бюджета надо бы 70. Так что вот вам все резоны.
Будем дружить скважинами
Что лично меня радует в этой истории — связка с саудитами. Тут история немного запутанная, поясню.
Чтобы страны не шакалили поодиночке, еще в 1960 году создали ОПЕК, который контролирует две трети ресурсов черного золота. СССР, само собой, не позвали, да и большая советская нефть тогда еще мирно покоилась под вечной мерзлотой. Сегодня главная в ОПЕК — Саудовская Аравия.
И все нулевые годы Россия пыталась играть с ОПЕК в «кто первей выпрыгнет из зарослей». То ОПЕК ограничит, а Россия кран открывает. То наоборот. Это не устраивало никого, и в 2016 году придумали формат ОПЕК+, который позволяет России и еще некоторым странам шары в лузу забивать, но с пола их не собирать.
Конечно, и в плюсе этом не все гладко. Так, в разгар пандемии, в 2020 году, ОПЕК и Россия знатно поругались, потому что ковид подрубил экономику, снизилась потребность в топливе, и все как-то заметались.
Но, как видим, сейчас мы и наши арабские братья снова действуем согласованно, что более чем вписывается в новый внешнеполитический вектор России. Выходит, этот вектор не просто дипломаты начертили. Он есть в реальности. Это, конечно, хорошо.
Бензиновые страдания
А что с бензином? Раз и навсегда надо понять: никакой связи цен на нефть и бензин не существует. И это не хитрый заговор. Так устроена жизнь. Нефть дешевеет и дорожает. Бензин, как цветочек на обочине, тянется вверх и только вверх.
Это как с овощами или лекарствами. Если в экономике появляется фигура покупателя, который будет брать товар всегда, невзирая на, этот товар будет дорожать. Тем более, автомобилистов все больше, а «зеленая революция» и прочие электромобили как-то задерживаются.
Но бензиновый рынок, в отличие от нефтяного, очень сложен. На одном полюсе — государство, которое взрыва цен допустить не может и всячески регулирует. Если вы посмотрите на график цены бензина в рознице за последний год, вы увидите ровную линию. Вот это оно.
Источник: Росстат
На другом полюсе — участники рынка, которые устраивают редкой красоты танцы и своими прыжками компенсируют унылость процесса госрегулирования. Тут и НПЗ, которые уходят на ремонт разом, и причудливые цепочки посредников, и даже те топ-менеджеры, что разбавляют топливо уже на самой заправке уж не знаю чем.
И над всем этим действом, ждущим своего Станиславского, нависает такой фактор, как внешний рынок. Часто продать за рубеж топливо выгоднее, чем внутри России. Ввести квоту (ограничение на вывоз) государство как-то не решается. И с 2019 года оно компенсирует разницу между внешними и внутренними ценами (демпферные выплаты). В итоге цена в рознице кажется низкой, а карман набит. Нам бы с вами так.
С осени государство вроде хочет то ли изменить систему демпферных выплат, то ли вовсе ввести квоты. Рынок нервничает и реагирует... правильно, ростом цен в опте. А многочисленные аналитики вангуют, что до АЗС волна дойдет как раз к осени. Как видите, тут вам не ОПЕК. Своя игра, вообще не такая, как между странами.
Рискну предположить: бензин все-таки не подорожает. В мире кризис. Забуксовал рост в Китае. Увлекшаяся геополитикой Европа и вовсе демонстрирует нулевой рост. Внешний спрос так себе. А раз так, не будет ажиотажа и на внутреннем рынке. К сожалению, это значит, что и акция по сокращению экспорта нефти не даст вау-эффекта. Хотя кто его знает. В интересное время живем.