«Перемога» откладывается

На саммите НАТО в Вильнюсе непредсказуемый Эрдоган задвинул на второй план истеричного Зеленского.

На ежегодном саммите НАТО на высшем уровне, который прошел 11-12 июля в Вильнюсе, в центре внимания неожиданно оказался Эрдоган-эфенди, а не трагикомик Зеленский, который ради членства в альянсе положил в ходе неудачного контрнаступления 26 тысяч элитных бойцов ВСУ. Эту цифру украинских потерь озвучил глава Министерства обороны России Сергей Шойгу.

Решительная атака турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана, оправившегося от потрясений недавних выборов, оказалась эффектнее и, на первый взгляд, эффективнее того турне, которое накануне провел по странам Восточной Европы Зеленский, стремясь получить поддержку.

«Султан», как турецкого президента называют на родине, совершил перед саммитом и по его ходу ряд спорных и неординарных действий.

Во-первых, отважился на выпад, который явно не понравился Москве: он нарушил договоренности, отпустив на родину пятерых командиров «Азова», плененных в Мариуполе.

Во-вторых, продвинул семейный бизнес, объявив о начале строительства на Украине завода по производству беспилотников Bayraktar. Дело в том, что техническим директором и совладельцем компании, которая производит эти БПЛА, является его зять Сельчук Байрактар.

В-третьих, дал зеленый свет вступлению Швеции в НАТО.

И, наконец, добился обстоятельной встречи с заокеанским сувереном, объявив по ее итогам о «начале нового этапа отношений с США». Обсуждались: поставка Анкаре модифицированных истребителей F-16; возобновление сотрудничества по сделке, касающейся истребителей пятого поколения F-35; возможная поддержка со стороны Вашингтона вступления Турции в ЕС.

На самом деле столь напряженного и наполненного внутренними противоречиями саммита не было со времен окончания «холодной войны». Зафиксировано «до и во время» много подковерной борьбы, которая вроде бы и связана с украинским кризисом, но в большей степени отражала разные точки зрения стран альянса на происходящее.

Та же Венгрия, например, по своим причинам вообще отказывается давать самостийной деньги и тем более – оружие.

США, напротив, 7 июля объявили о решении поставить Украине кассетные боеприпасы. Белый дом назвал это «промежуточным вариантом на время наращивания производства в Штатах артиллерийских снарядов». Тех, что заканчиваются на складах натовских стран, и которых так не хватает ВСУ. Канцлер Олаф Шольц осудил этот шаг. Дело в том, что в 2008 году была принята Конвенция об их запрещении. К ней присоединись 111 стран, и ФРГ – в том числе. Однако ее, среди других, не подписали Россия, Украина, США и Китай. При этом РФ до сих пор воздерживалась от их применения, хотя в арсеналах имеется значительное количество подобных боеприпасов.

Французский президент Эмманюэль Макрон прибыл в Вильнюс со своим «подарком». Он объявил о передаче незалежной 50 ракет дальнего действия SCALP. Это чисто французский аналог уже отправленных Лондоном ВСУ ракет Storm Shadow. Которые, кстати, франко-британского производства. Главный нюанс в том, что дальность поражения у SCALP в два раза больше, чем у островного собрата – 400 км. Она может долететь не только до Крымского моста, но и до Ростова-на-Дону.

То есть получается, что координирующая роль альянса в поставках оружия, по сути, последовательно размывается. Каждый дует в свою дуду. Польша, например, несколько дней назад передала Киеву партию вертолетов Ми-24, а Чехия – пообещала сепаратно обучить украинских летчиков управлению истребителями F-16 и передать авиасимуляторы для тренировок. А ведь есть еще «формат Рамштайн», где командует не Брюссель, а Пентагон. И так называемая «коалиция истребителей» во главе с Данией и Нидерландами. Голова кругом идет!

На этом фоне нет ничего удивительного, что в Вильнюсе Зеленский оказался у разбитого корыта. Ему не дали выступить при открытии форума и задвинули на второй день его работы, когда прошла непродолжительная встреча в рамках Совета Украина-НАТО.

Предвкушая крах «перемоги», за несколько часов до открытия саммита он опубликовал пост-разочарование: «На пути в Вильнюс мы получили сигналы о том, что там обсуждаются формулировки без Украины. И я хочу подчеркнуть: это формулировка только по приглашению, а не по членству. <...> Беспрецедентно и абсурдно – когда нет никаких временных рамок. <...> Это похоже на то, что нет готовности ни пригласить Украину в НАТО, ни сделать ее членом альянса. А значит, остается возможность торговаться членством Украины в НАТО в переговорах с Россией… Неопределенность – это слабость».

Кстати, как сообщила пресса с места событий, тон этого послания «вызвал ярость у членов американской делегации».

В сухом остатке Зеленский в Вильнюсе не получил ничего принципиально нового по сравнению с тем, что за 15 лет до этого было предложено на аналогичном саммите в Бухаресте. С некоторыми, правда, оговорками, которые позволили в западных СМИ окрестить продвижение на украинском треке как «Бухарест плюс».

Нововведения озвучил незаменимый генсек НАТО Йенс Столтенберг, мандат которого был продлен еще на один год.

После заседания Североатлантического совета – высшего органа, включающего глав государств и правительств стран НАТО, – он заявил: «Альянс примет Украину, когда для этого будут условия». То есть, говоря на понятном языке, когда закончатся военные действия на ее территории.

Одновременно, чтобы убрать горечь, была дана сладкая «конфетка». Точнее – три.

Утвержден план многолетней военной поддержки. НАТО создаст масштабную программу боевой подготовки ВСУ для того, чтобы сделать их «интероперабельными». На жаргоне альянса это означает полную совместимость с его стандартами, прежде всего в сфере коммуникаций, правил пользования сетями связи, ПВО и штабной культуры. Украинским военнослужащим придется для этого массово выучить английский язык. Печалька!

Вместо действовавшей ранее комиссии, создан Совет Украина-НАТО. По мнению Брюсселя, он будет площадкой «для кризисных консультаций и принятия решений». Если, положим, у Киева возникнет какая-то срочная тема или угроза, он сможет инициировать созыв экстренного заседания альянса. Кроме того, новый орган поспособствует развитию более сложной структуры. Например, появится возможность создавать подкомитеты, что является любимой забавой брюссельской бюрократии. Не густо, прямо скажем...

Отменен план действий по членству Украины в альянсе. ПДЧ – стандартный набор прежде всего военных, а также политических реформ, обязательный для всех вступающих. Это означает, что, пригласив Украину, 32 страны-члена сразу перейдут к ратификации в национальных парламентах соглашения о ее присоединении. Только когда это будет?

После оглашения натовского приговора глава киевского режима провел ряд двухсторонних встреч с ключевыми лидерами альянса, на которых традиционно клянчил дополнительное оружие. Пообещали поскрести по сусекам.

Вот такая, как говорят в Одессе, картина маслом! Не впечатляет.