Зерно раздора

17 июля Россия приостановила зерновую сделку до выполнения своих требований.

Можно видеть в этом случайное совпадение, но, на мой взгляд, атака на Крымский мост 17 июля и заявление России, что она приостанавливает Черноморскую зерновую инициативу, нельзя рассматривать в отрыве, как совершенно не связанные между собой факты. Несомненно все это звенья одной цепи. И, согласитесь, странно было бы разрешать стране, которая подрывает твои мосты, ведет террористическую деятельность, экспортировать свою продукцию, за которую она получает валюту, идущую на боевые действий против России.

foto

РИА Новости

Давайте для начала напомним, как все начиналось. Черноморская зерновая инициатива была заключена в июле 2022 года в виде двусторонних соглашений под патронажем ООН между Россией и Турцией, а также Украиной и Турцией. Она автоматически продлевалась каждые три месяца, если ни одна из сторон не заявляла о выходе из нее. По ее условиям Россия гарантировала беспрепятственный проход для экспорта зерна и продовольствия из трех украинских портов, включая Одессу.

Россия, Турция и ООН подписывают соглашение о вывозе зерна с Украины, 22 июля 2022 года. Фото: Umit Bektas / Reuters

Но, кроме этого, существовал меморандум между Россией и Секретариатом ООН, по которому ООН обещала содействовать экспорту российского зерна и удобрений, подключить Россельхозбанк к системе SWIFT, а также запустить на экспорт аммиакопровод Тольятти — Одесса, остановленный в 2022 году. Кстати, уже после заключения меморандума, аммиакопровод, проходящий по украинской территории, был украинцами же и подорван.

Москва уже два раза соглашалась на продление сделки, требуя выполнения ее требований, отраженных в меморандуме ООН, но ни одно из них выполнено не было. И вот 17 июля закончился очередной срок.

Интрига перед этим нарастала. Турецкая сторона стала вбрасывать информацию, что Россия согласна сделку продлить. В турецких СМИ даже появилась информация со ссылкой на слова Эрдогана, что Путин, якобы, решил продлить продовольственную сделку. Но эту информационную атаку можно было расценить как откровенную попытку продавить столь нужную Анкаре зерновую сделку.

Из Кремля тут же последовало опровержение: Москва не делала никаких заявлений о продлении зерновой инициативы. «Никаких заявлений на этот счет с российской стороны не было», — ответил пресс-секретарь Президента России Песков.

Генсек ООН Антониу Гутерриш направил письмо президенту Путину, в котором он соглашался, что надо бы возобновить транзакции через Россельхозбанк и экспорт украинского зерна через Черное море.

На что Путин открытым текстом заявил:


«В этой договоренности с ООН были пункты, согласно которым нужно было учитывать и российские интересы. Это логистика, это страхование, это движение денег, связанных с оплатой нашей продукции, и многие другие моменты. Ничего — хочу это подчеркнуть, — вообще ничего не было сделано. Все — игра в одни ворота. Ну, слушайте, хватит, в конце концов».


Похоже, что у России просто кончилось терпение. Ведь под «гуманистические разговоры» о необходимости поставлять украинское зерно на мировой рынок якобы для того, чтобы избежать голода в беднейших странах мира, заблокированы в европейских портах были даже те удобрения, которые Россия готова была бесплатно передать этим странам.

Владимир Путин в ходе телефонного разговора с южноафриканским коллегой Сирилом Рамафосой отметил, что обязательства по восстановлению свободного экспорта российского продовольствия и удобрений не выполнены. Об этом сообщает сайт Кремля: «До сих пор остаются невыполненными... обязательства об устранении препятствий для экспорта российского продовольствия и удобрений».

А вот как распределили зерно, отправляемое в помощь голодающим. В страны ЕС поставили 38% продукции, беднейшие же страны получили всего 2,3%. В лидерах — Италия и Нидерланды, куда поставили соответственно 2,1 млн тонн, или 6,3% от всей продукции, и 1,9 млн тонн, или 5,9%.

При этом Египет получил всего лишь 1,55 млн тонн, а Бангладеш — 1,06 млн тонн. Афганистан, Йемен, Сомали, Судан и Эфиопия, которые по данным ООН относятся к беднейшим странам, за время действия зерновой сделки получили лишь 768,6 тысячи тонн агропродукции, или 2,3%.

Понятно, что больше всех в экспорте украинского зерна, кроме Украины, была заинтересована Турции. В стране с дикой инфляцией и огромными финансовыми проблемами в экономике есть необходимость зарабатывать хоть на чем. Да, она не пропустила в Черное море ни один военный корабль США и НАТО, что благоприятно восприняла Россия. Но используя свое влияние в Сирии, Ливии, Нагорном Карабахе, став крупным хабом для российского импорта, турки пытаются всячески надавить на Россию с тем, чтоб она не выходила из зерновой сделки.

Могут ли они самостоятельно сопровождать своими военными кораблями из портов незалежной суда с зерном? Очень сильно сомневаюсь, поскольку дело может дойти до прямого столкновения. Но, как рычаг шантажа, турки несомненно будут это использовать. После того, как Эрдоган выпустил командиров «Азова» (организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 02.08.2022) на Украину, хотя по условиям их пленения они должны были тихо, как мышки, сидеть в Турции, доверия к властям Турецкой Республики несколько поубавилось.

Рукопожатие президента Турции Эрдогана и генсека ООН Гутерриша. Зеленский попытался присоединиться, вышло достаточно нелепо. Фото: AP

Надо учесть, что политика Турции напоминает торг на восточном базаре, двум покупателям продавец предлагает поторговаться за свой товар и кто больше предложит — с тем продавец и дружит. Похоже, что Запад предложил Эрдогану цену большую, чем он получал от зерновой сделки.

Лауреат Пулитцеровской премии Сеймур Херш на платформе Substack написал: Байден пообещал, что МВФ предоставит Турции столь необходимый ей кредит в размере $11-13 млрд. Кроме того, Эрдогану пообещали истребители F-16, ускорить вступление в ЕС и кучу других «пряников». А иначе как объяснить скоропалительное согласие на вступление Швеции в НАТО, и то, что он, как мы выше писали, выпустил на Украину боевиков «Азова»?

Кроме того, украинцы пытаются пролоббировать вариант вывоза своего зерна через территориальные воды Болгарии и Румынии. Но поскольку Украина сама же нашпиговала воды Черного моря морскими минами, понятно, на что их расчет — в случае подрыва сухогрузов обвинить в этом Россию и втянуть ее в конфликт со странами НАТО.

В ход пошли и другие варианты шантажа: мол, если Россия выйдет из сделки, то цены на зерно резко вырастут, и голод в беднейших странах просто будет неотвратим.

Попробуем разобраться. Кроме того, что бедные страны получили мизер от украинского зерна, возникла еще одна проблема. Украинское зерно Евросоюз вывел из-под таможенных налогов, оно хлынуло в страны Европы широким и дешевым потоком. Тут взвыли фермеры Восточной Европы, которые просто разорялись, поскольку не могли конкурировать с дешевым беспошлинным украинским зерном. Оно как бы проходило транзитом через них, но на самом деле, оставалось на их территории. И власти Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии и Словакии добились разрешения на введение квот в своих странах на украинское зерно.

Сегодня, после того, как Россия приостановила свое участие в Черноморской зерновой инициативе, стоимость зерна прогнозируемо выросла, и это при том, что пока она действовала, мировая цена на пшеницу упала с максимума в $450 за тонну, который был зафиксирован в середине мая 2022 года, до примерно $250 за тонну в последние несколько месяцев.

То есть, если мировое сообщество действительно озабочено, чтобы в беднейших странах не начался голод, от него требуется всего лишь выполнить условия сделки.

Итак, похоронена ли окончательно зерновая инициатива? Еще 13 июля в эфире одного российского телеканала президент Владимир Путин сказал:


«Мы можем приостановить наше участие в этой сделке. И если все в очередной раз говорят, что все данные нам обещания будут исполнены, — ну пусть исполнят эти обещания. И мы сразу же присоединимся к этой сделке. Снова».


То есть, как говорят спортивные комментаторы, мяч остановился на половине поля соперников. Если Европа выполнит все условия, которые сама же и обещала, то Россия готова вернуться ко всем договоренностям.