17 июля в 3:15 утра Крымский мост был атакован надводными ударными беспилотными аппаратами. Гадать, кто автор очередного подрыва, не приходится.
«Произошедшее — это очередной террористический акт киевского режима, — сказал на совещании с силовиками вечером того же дня президент России Владимир Путин. — Это преступление бессмысленное, с военной точки зрения не имеющее никакого значения, поскольку Крымский мост уже давно не используется для военных перевозок. И жестокое, поскольку пострадали, погибли ни в чем не повинные гражданские лица. Ответ со стороны России, конечно, будет. Министерство обороны готовит соответствующие предложения».
В ночь на 18 июля российские ракеты ударили по объектам портовой инфраструктуры в Одессе, где украинские военные готовили к запускам в сторону Керченского пролива морские беспилотники. В новостях сообщили, что это были «удары возмездия». Но, скорее, это была только репетиция готовящихся мероприятий по «закошмариванию» всех причастных к изготовлению, производству и боевому применению надводных дронов, которые периодически терроризируют и объекты Черноморского флота в Севастополе.
Российское военное командование никогда с местью не суетится: «ответка» будет отправлена по назначению, когда будет подготовлена на сто процентов.
Тем временем в Киеве сообщили, что готовы продолжать Черноморскую инициативу (она же «зерновая сделка») и без участия в ней России. Зеленский и его команда ждут только отмашки от ООН и правительств, заинтересованных в продлении вывоза зерна стран.
Немедленно возникает вопрос о безопасности. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков 18 июля сказал по этому поводу следующее:
«Здесь, безусловно, вопрос, который нуждается в комментарии со стороны наших военных, ведь речь идет все-таки о зоне, которая непосредственно приближена к району боевых действий. И без соответствующих гарантий там возникают определенные риски. Поэтому если будет что-то оформляться без России, то эти риски должны учитываться. Здесь мы не можем сказать, насколько и какие страны готовы на себя эти риски брать».
В переводе с дипломатического на русский язык, это означает: «Попробовать вы, конечно, можете, но и черноморские камбалы могут получить дополнительный обед».
Безусловно, если какой-нибудь сухогруз, везущий груз пшеницы или кукурузы «голодающим» в Испанию (до этого в рамках сделки 18% украинского зерна, 6 млн тонн, получила именно эта европейская страна) внезапно вместо Малаги или Кадиса «пришвартуется» на дне Черного моря, то в первую очередь надо будет подумать об украинской мине. Саперы самостийной в прошлом году поставили у берегов Одессы морские минные поля. Исключительно по причине рукозадости исполнителей, шторма и течения уже частично «разминировали» эти глупейшие антидесантные заграждения, и рогатые мины теперь регулярно вылавливают у своих берегов тральщики ВМС Румынии, Болгарии и Турции.
Но не только минами, планктоном и барабульками могут быть насыщены волны теплого Черного моря. В чрезвычайно легкие мишени способны превратить чужие суда и корабли, рискнувшие в зоне проведения специальной военной операции прорваться к берегам враждебной России страны, морские глайдеры. Это подводные планеры (underwater glider), приводимые в движение за счет изменения плавучести.
Глайдер «Морская тень» и команда его разработчиков — специалисты СПбГМТУ и предприятия «Океанос»
Большое преимущество этих аппаратов в том, что им не нужны источники энергии: глайдеры используют энергию волн. Движение робота происходит по синусообразной траектории. В верхних ее пиках он приобретает отрицательную плавучесть и дифферент на нос, поэтому планирует вниз. В нижних точках траектории — плавучесть положительную и дифферент на корму, благодаря чему планирует вверх. Обычный ритм работы: несколько часов глайдер тихо скользит вниз, затем несколько часов — вверх. Такой принцип движения позволяет резко сократить расход энергии и увеличить дальность плавания до нескольких тысяч километров, хотя и с небольшой скоростью.
Подобные автономные аппараты-роботы имеют огромный потенциал применения в океанологии и военном деле, и их конструированием в России в последние годы занимаются активно, и, видимо, успешно: потому что о морских глайдерах в открытой печати сообщается крайне скудно. Возможно, готовится «сюрприз» кому-то из врагов.
Глайдеры способны вести разведку, искать субмарины и морские мины противника, использоваться для контроля состояния подводных коммуникаций и патрулирования акватории. Также подводного робота такого типа можно оснастить оружием. Это будет очень тихий «убийца»: при движении под водой аппарат не создает ни малейшего шума и поэтому его невозможно обнаружить гидроакустической аппаратурой.
Глайдеры, оснащенные взрывчаткой, способны установить непреодолимую преграду как для кораблей авианосной ударной группы противника в океане, так и в Черном море — на пути следования судов, перевозящих с Украины зерно. В России не знают, какие грузы эти морские транспортники везли прежде и могут в будущем везти, идя по морю в украинские порты якобы «порожняком». Поэтому нам ли переживать из-за того, что «таможенный досмотр» в их трюмах проведут вышеупомянутые камбалы?