Европе так и не удалось втащить Латинскую Америку в «Глобальный шлюз» русофобии.
Дипломаты и эксперты 60 стран Европы, Латинской Америки и Карибского бассейна работали не одну ночь над заключительным документом Третьего саммита Евросоюз — СЕЛАК в Брюсселе, но так и не смогли ни назвать Россию агрессором, ни разблокировать застопорившуюся торговую сделку ЕС — МЕРКОСУР.
Источники в Сообществе стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК, CELAC) объяснили, что подготовка к встрече на высшем уровне проходила очень сложно. За три дня до открытия пришлось полностью менять запланированный формат круглых столов, вычеркивать спорные формулировки и переписывать документы. Согласования шли до последней минуты.
В результате на бумаге вышло гладко и даже очень похоже на аналог саммита 2015 года в том же городе Брюсселе. Те же надежды и обязательства по сближению, те же обещания развивать взаимовыгодное сотрудничество. И все же мир за прошедшие восемь лет изменился. Неизменной осталась тень «отца однополярного мира» — Соединенных Штатов, не входящих ни в Сообщество, ни в Евросоюз.
«В 2015 году у нас не было рисков этого многополярного мира. Мы в Евросоюзе хорошо вписались в однополярную систему. Теперь приходится многое менять в правилах и подходах к новому мировому порядку», — признавали в брюссельских кулуарах европейские дипломаты.
В первый же день, несмотря на дипломатический политес, стало очевидно, что интересы Европы и Латинской Америки не совпадают. На карту поставлено гораздо больше, чем просто слова о мире и сотрудничестве. Вспыхнувшие споры обозначили широкую проблему, с которой сталкиваются ЕС и его партнеры по «Большой семерке», пытаясь привлечь на свою сторону развивающиеся страны.
Председатель Евросовета Шарль Мишель, президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, президент Чили Габриэль Борич и министр иностранных дел Сальвадора Александра Хилл Тиноко на саммите. Фото: Johanna Geron / Reuters
И первым яблоком раздора стала Украина, которая никаким боком не относится ни к Евросоюзу, ни к Латинской Америке. Брюссель под явным давлением Вашингтона уже был склонен пригласить Зеленского и на этот международный форум. Озвучивая это предложение, председатель Европейского совета Шарль Мишель заявил, что «нельзя допустить победы России». «Это приведет к катастрофе многогранности нашей системы, основанной на правилах», — сказал он, не уточнив, о каких правилах идет речь. Но получил категорический отказ латиноамериканских участников.
«Мы не можем превратить этот саммит между Европейским союзом и СЕЛАК в саммит по Украине», — президент CELAC, премьер-министр Сент-Винсента и Гренадин Ральф Гонсалвес призвал не делать из брюссельской встречи «поле битвы на Украине».
«Вопрос о войне на Украине для CELAC не имеет ничего общего с обсуждаемыми на саммите в Брюсселе вопросами», — напомнил Ральф Гонсалвес и предложил Евросоюзу обратить свое «более пристальное внимание на кризис на Гаити, борьбу палестинцев за право на государственность, на вооруженные конфликты в Африке».
В итоге представленный для Совместной декларации вариант «решительного осуждения агрессивной войны России против Украины» был сведен до «выражения обеспокоенности продолжающейся войной на Украине» без упоминания России и принят большинством голосов.
Неожиданно ЕС впервые поддержал позицию Буэнос-Айреса, приняв к сведению «историческую позицию СЕЛАК по вопросу о суверенитете Аргентины над Мальвинскими островами, основанную на важности диалога и уважения международного права в мирном урегулировании споров», — так утверждает пункт 13 заключительной Декларации саммита.
И хотя это не означает, что Брюссель собирается поддержать Аргентину в ее претензии на суверенитет над Мальвинскими островами, это продемонстрировало сильный посыл как для Латинской Америки, так и англосаксонскому миру Соединенного Королевства.
Впервые на встрече такого типа в заключительный документ внесены пожелания о прекращении эмбарго против Кубы, а также выражена поддержка «конструктивного диалога» в Венесуэле.
Еще одним спорным вопросом стал пункт о колониальном прошлом. Правители островных карибских государств, «вдохновленные» успехами североамериканских расистов из «Black Lives Matter» (BLM, «Жизни черных важны»), а также попытками бежавших из социалистического лагеря бывших участников гитлеровской коалиции вытянуть под различными предлогами военные репарации, поставили на повестку дня брюссельского саммита вопрос о «возмещении бывшими метрополиями ущерба от европейского колониализма и рабства».
И СЕЛАК нашел понимание у европейцев, которые выразили «глубокое сожаление по поводу невыразимых страданий, причиненных миллионам мужчин, женщин и детей в результате трансатлантической работорговли». В принятой Совместной декларации отмечена необходимость возмещения ущерба за это «преступление против человечества».
Но главным вопросом, ради которого главы 27 европейских и 33 южноамериканских и карибских государств съехались в Брюссель, было торгово-экономическое сотрудничество. В котором у каждой стороны оказались свои «пиковые интересы».
Южноамериканские лидеры прибыли в Брюссель в надежде добиться прогресса в разблокировании замороженной торговой сделки МЕРКОСУР с ЕС и выхода на равноправные отношения в торгово-экономическом сотрудничестве.
«Нам нужно положить конец международному разделению труда, которое обрекает Латинскую Америку и Карибский бассейн на поставки сырья», — заявил президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. Это означает, что страны континента не хотят быть «сырьевым природным заповедником» развитых стран.
Европейцам, проинструктированным Вашингтоном, было важно втянуть Новый Свет в свою орбиту военно-экономического противостояния с Россией и Китаем. Не секрет, что интерес Европы к Латинской Америке после относительно продолжительного игнорирования пробудился именно благодаря специальной операции России на Украине. Новый Свет вновь привлек внимание потомков конкистадоров своим богатством — сырьем, которое ранее поступало из России и которое теперь Европа ищет по всему миру.
«Латинская Америка, Карибский бассейн и Европа нуждаются друг в друге. Во времена больших геополитических перемен нам нужно стать ближе», — подчеркнула председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, предупредив о «растущей напористости Китая».
И объявила о выделении €45 млрд для инвестиций в Латинскую Америку в рамках проекта Global Gateway («Глобальный шлюз»). Официально проект направлен на взаимодействие ЕС со странами-партнерами в сфере цифровых технологий, транспорта, энергетики (прежде всего «зеленой энергетики»), здравоохранения, образования и научных исследований, продвижения норм и стандартов Евросоюза в развитии демократических ценностей.
Шарль Мишель и Урсула фон дер Ляйен на саммите. Фото: Reuters
На деле, и это не скрывает председатель Еврокомиссии, в Латинской Америке «Шлюз» призван стать альтернативой китайскому Шелковому пути, на который уже встали 21 из 33 стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
В рамках латиноамериканского проекта Global Gateway Европейская комиссия подготовила «меню» из 130 проектов для инвестирования в регионе. Это не финансовая операция, инвестиционная дорожная карта разработана с учетом доступа к стратегическому сырью региона, обладающего, помимо прочего, крупнейшими запасами лития.
«Латинская Америка опасается, что Европейский союз ищет у них только минеральные ресурсы», — считает Хосе Игнасио Торребланка, глава аналитического центра мадридского офиса Европейского совета по международным отношениям. Свои предположения он основывает на высказываниях и опасениях президентов Бразилии Луиса Лулы и Аргентины Альберто Фернандеса.
Подтверждает эти опасения и практически полное замалчивание соглашения о свободной торговле между МЕРКОСУР и ЕС на встрече в Брюсселе. Этот амбициозный договор, рассчитанный на создание крупнейшей в мире зоны свободной торговли с почти 800 млн потребителей, вступи он в силу, снизит торговые и тарифные барьеры с целью стимулирования экономического роста в странах с общим валовым внутренним продуктом в $20 млрд.
Однако после 24 лет переговоров соглашение так и не ратифицировано. Ожидалось его подписание на этом саммите в Брюсселе, но все завершилось банальными обещаниями.
«Мы принимаем к сведению работу, проводимую Европейским союзом и МЕРКОСУР», — только и говорится в пункте 31 заключительной Совместной декларации. Урсула дер Ляйен оптимистично заявила, что надеется «закрыть соглашение до конца года». Но в это она сама не верит.
Третий саммит лидеров Евросоюза и СЕЛАК завершился без особого прогресса и надежды на «счастливое будущее».
«Это была откровенная дискуссия, ясно показывающая, что между нами существуют разногласия», — заявил глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель.
Несмотря на мощное давление США, Европе не удалось сколотить глобальную коалицию «для расправы» над Россией или хотя бы оттеснить в Латинской Америке Китай и Россию.
Два дня напряженных переговоров не дали практических результатов, что не помешало назвать саммит историческим и беспрецедентным. Председатель Евросовета Шарль Мишель на итоговой пресс-конференции заявил, что «60 государств смогли договориться по всем пунктам итогового заявления за одним исключением из-за несогласия по одному параграфу».
На практике итоговые заявления международных форумов принимаются только при полном согласии всех участников.
О чем точно договорились лидеры двух континентов, так это об очередной встречи на высшем уровне через два года — в 2025 году в Колумбии. Сколько за это время утечет воды через шпигаты* планетарного корабля, одному Богу известно.
*Шпига́т — отверстие в палубе или фальшборте судна для удаления за борт воды, которую судно приняло при заливании волнами, атмосферных осадках, тушении пожаров, уборке палубы.