Бывший госсекретарь США столетний Генри Киссинджер совершил свой сотый визит в Пекин.
Эти две значительные цифры не обошли в своих речах высшие китайские руководители, отметившие выдающийся вклад аксакала внешней политики США в развитие и укрепление американо-китайских отношений. «Два раза по сто» имеет для китайцев особое значение и вызывает особые чувства не только у простого народа. Поэтому не являющийся высокопоставленным официальным лицом, бывший госсекретарь был удостоен в Китае высших почестей.
Уже в день прибытия в Пекин 18 июля Генри Киссинджер встретился с министром обороны Китая Ли Шанфу, с которым из-за отказов китайской стороны еще не встречались американские высокопоставленные чиновники. 19 июля Киссинджер провел встречу с руководителем канцелярии комиссии ЦК Компартии Китая по иностранным делам Ван И, который сейчас фактически не только направляет китайскую внешнюю политику, но замещает министра иностранных дел Цинь Гана, отсутствующего на своем посту.
Ван И в ходе той части разговора, которую зафиксировала пресса, сказал, что действующему руководству США нужны «дипломатическая мудрость в стиле Киссинджера и политическое мужество в стиле Никсона».
Здесь явный отсыл к золотому веку китайско-американских отношений, когда между ними 50 лет тому назад был растоплен лед холодной войны и начался процесс разрядки и сближения, обеспечивший Китаю в дальнейшем возможность бурного развития и превращения во вторую экономику мира.
Как мы знаем, Генри Киссинджер занимал должности госсекретаря США при президентах Ричарде Никсоне и Джеральде Форде. В 1970-х годах он играл ключевую роль в нормализации отношений между Вашингтоном и Пекином.
В Белом доме упирали на то, что нынешний визит Генри Киссинджера не является официальным, он не действует от лица правительства США. Но это не так. Его нынешняя, сотая поездка венчает недавнюю серию визитов высокопоставленных функционеров американской администрации и крупнейших бизнесменов, включая госсекретаря Блинкена, министра финансов Йеллен. Одновременно с Киссинджером в Пекине находился спецпредставитель по климату и еще один бывший госсекретарь Джон Керри. Знаменательно, что некоторое время тому назад Пекин на фоне развязанной Вашингтоном санкционной войны и военной поддержки Тайваня отказался от сотрудничества по климатическим вопросам. А сейчас вот китайцы приняли у себя спецпредставителя Керри. Уже это говорит об изменении подходов руководства США и соответствующей реакции со стороны КНР.
Джон Керри и Ван И. Фото: Reuters
Несмотря на частный характер визита Киссинджера, он удостоится высшего уважения и внимания — его принял председатель КНР Си Цзиньпин, который назвал бывшего госсекретаря «старым другом страны», а также отметил давний вклад Киссинджера в нормализацию отношений Пекина и Вашингтона, «которая не только принесла пользу двум странам, но и изменила мир».
Официальной информации об этих «задушевных» и реально неофициальных беседах Киссинджера нет и не будет. Хочется надеяться, что российские компетентные органы такую информацию получат, потому что это очень важно. Но стоит обратить внимание на то, что транслируется общественности. В частности, Си отметил, что Китай и США сейчас «находятся на распутье» и им снова нужно сделать выбор. По мнению китайского лидера, взаимовыгодные достижения могут привести стороны к общему процветанию.
«Ключевым моментом является следование трем принципам — взаимного уважения, мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества. Исходя из этого, Китай готов изучить с американской стороной правильный путь для двух стран и способствовать устойчивому прогрессу китайско-американских отношений, что принесет пользу обеим сторонам и миру», — сказал Си.
Киссинджер в ответ заявил, что отношения Вашингтона и Пекина имеют решающее значение для развития обеих стран и всего мира.
«В нынешних условиях мы должны придерживаться принципов, изложенных в Шанхайском коммюнике, понимать чрезвычайную важность принципа „одного Китая“ для КНР и содействовать развитию американо-китайских отношений в позитивном направлении. Я готов продолжать свои усилия по укреплению взаимопонимания между народами Соединенных Штатов и Китая», — сказал ветеран американской внешней политики.
Открытая часть переговоров Киссинджера и Си. Фото: Reuters
50 лет тому назад Киссинджеру удалось убедить американское руководство начать новую политику в отношении Китая, что почти на 20 лет отдалило Китай от СССР, превратило его в фактического противника и способствовало развалу нашей страны. Одновременно Америка поменяла подходы к отношениям с СССР, началось постепенное ослабление напряженности, процесс разоружения, перешедший в «разрядку».
Полвека тому назад, благодаря Киссинджеру, Вашингтон сделал то, чего, кажется, никто не мог предположить, он согласился на «три коммюнике» с Китаем. Три коммюнике — это американо-китайские официальные документы, которые определяют рамки поведения США в отношении Тайваня. Во всех трех закрепляется принцип «одного Китая» и обязательство США не вмешиваться во внутренние дела КНР.
В декабре 1978 года правительство США, идя навстречу Китаю, реализовало выдвинутые китайским правительством три принципиальных условия. А именно: «прервать дипломатические контакты с тайваньскими властями», «аннулировать „Договор совместной обороны“ и вывести войска с Тайваня». 1 января 1979 года КНР и США официально установили дипломатические отношения. В Совместном коммюнике об установлении дипломатических отношений между КНР и США говорилось:
«Соединенные Штаты Америки признают, что правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством Китая. В этом контексте американский народ будет поддерживать с тайваньским народом культурные, торговые и другие неофициальные связи»; «Правительство США признает позицию Китая о том, что существует лишь один Китай, а Тайвань — это неотъемлемая часть Китая».
Правда, всего три месяца спустя, американский Конгресс принял так называемый «Акт о взаимоотношениях с Тайванем». Как считают в КНР, именно согласно этому акту правительство США продолжает продавать оружие Тайваню и по факту вмешиваться во внутренние дела Китая, препятствуя воссоединению Тайваня с континентальной частью Китая. Произойдут ли изменения в этом плане и чего сейчас добивается Киссинджер, сторонник так называемой «реальной политики»?
Некоторые свои мысли он озвучил в интервью журналу The Economist, приуроченном к 100-летнему юбилею.
В частности, Киссинджер убеждает не только Запад, но и Россию в том, что членство Украины в НАТО не только возможно, но и полезно для всех. Как член НАТО, Украина лишается права принятия самостоятельных решений и, дескать, больше не будет нападать на Россию.
Возможно, лоббированием этой идеи Киссинджер занимался в Пекине. Другая идея Киссинджера — втянуть Китай в миротворческий процесс по Украине и тем самым оказать давление на Москву, ограничить ее маневр, заставить оглядываться на своего фактического союзника — Пекин.
Несомненно, одной из главных целей Киссинджера является развал партнерских отношений КНР и России. Неизменность этой стратегии подтвердил не так давно другой сторонник «реальной политики» старший научный сотрудник Совета по международным отношениям США Чарльз Купчан. В интервью американскому журналу The National Interest он сделал вывод, что альянс КНР-РФ одолеть невозможно, а посему:
«Запад должен стремиться ослабить формирующийся китайско-российский блок, ища способы увеличить дистанцию между Москвой и Пекином. Из-за своей спецоперации на Украине Россия только что стала экономически и стратегически зависимой от Китая; российскому лидеру Владимиру Путину едва ли понравится быть помощником его китайского коллеги Си Цзиньпина. Атлантическим демократиям следует использовать дискомфорт Кремля поскольку он становится младшим партнером Китая, сигнализируя о том, что у России есть выбор Запада. Россия нуждается в Китае больше, чем Китай — в России, поэтому Запад также должен стремиться отдалить Пекин от Москвы».
Наверняка в Пекине Киссинджер продолжил дело своей жизни, играл на прагматизме китайских руководителей, изучая их взгляды на этот счет и показывая варианты и ходы. Но для того, чтобы «оторвать Китай от России», нужно ослабление напряжения в отношениях с США. А для этого необходимы серьезные уступки с обеих сторон в духе «реальной политики». Понятно, что никакие усилия Киссинджера и иже с ним не смогут преодолеть фундаментальные противоречия между США и КНР, между гегемоном и набирающим силу молодым глобальным лидером. Существуют и непреодолимая разница в подходах к мировой политике, и противоречия между двумя социальными системами. Но это не отменяет временных компромиссов, вероятно, выгодных обеим сторонам. Сколь они глубоки и какую роль в их достижении сыграл Киссинджер, мы, возможно, узнаем в недалеком будущем. Например, в ходе прямых контактов лидеров КНР и США.