Лидеры «большой семерки» (G7), НАТО и ЕС за один день (24 марта) в ударном темпе провели в Брюсселе три саммита. И все – исключительно по украинской тематике. Начали с утра, а закончили в полвторого ночи. Некоторым – например, немецкому канцлеру Олафу Шольцу и французскому президенту Эммануэлю Макрону – пришлось заседать нон-стоп, плавно перетекая из одного зала в другой.
Как правило, на такие политтусовки, где обсуждения проходят за закрытыми дверями, посторонних приглашают редко. Однако украинскому президенту Владимиру Зеленскому предоставили возможность выступить на каждом из них, правда – онлайн и с жестким регламентом (10 минут). Сами же дискуссии продолжились без него.
Зеленский попросил G7 каждую неделю вводить новые международные санкции. И продолжать это до тех пор, пока «российский агрессор» не остановит военные действия. Он указал сильным мира сего главные направления их рестрикций – движение к всеобъемлющему эмбарго на торговлю с РФ и к полной блокировке российских банков. И предупредил, что мировой рынок недополучит украинского продовольствия. Чем дольше будут вестись боевые действия, тем его будет меньше. Впрочем, трудно себе представить, что из-за резкого снижения экспорта сельхозпродукции из кризисного региона мир всерьёз содрогнётся.
На самом деле лидеры «большой семерки» обсуждают глобальные проблемы, а не частные случаи. Поэтому в коммюнике саммита, который подготовила председательствующая сейчас в этом элитном клубе Германия, акцент сделан на том, как добиться неукоснительного соблюдения уже введенных санкций и как перекрыть для России все возможности их обойти. Эту тему, кстати, особенно активно лоббировали европейские члены G7.
Однако в заявлении есть и свежий элемент: участники дали задание своим правительствам обратить внимание на транзакции Центробанка России с золотом. Цель – ограничить возможности Кремля по стабилизации экономики с использованием этого ресурса. Что касается продолжения санкционного давления, то оно будет усилено, если потребуется. Примечательно, что аккурат в этот день о новых ограничениях объявили США, Великобритания и Япония.
С НАТО у Зеленского любовь на его условиях не получается. Поэтому он вообще не поднимал фактически похороненную тему вступления в альянс. И про высказанное ещё месяц назад и затем неоднократно повторенное пожелание к брюссельской штаб-квартире «закрыть небо» он упомянул вскользь, в качестве упрека.
Зато у него появилась новая просьба – наладить военные поставки «без ограничений». Речь идет о боевых самолётах, танках, системах противовоздушной обороны, установках залпового огня и противокорабельном оружии. Он, в частности, запросил ни много ни мало – один процент всех танков НАТО.
Пока же страны альянса «накачивали» Украину по большей части противотанковыми ракетными комплексами не первой свежести, аналогичными ПЗРК, беспилотниками и стрелковым оружием. Опустошая (по большей части) склады с запасами, у которых истекал срок годности.
Что касается тяжелого вооружения, то по этому поводу достаточно чётко высказался французский президент Макрон.
«Есть предел – не стать участником войны. С этим согласны все союзники (по НАТО. – Авт.). Поэтому сегодня никто не пошел на поставки нового снаряжения, прежде всего самолетов или танков, потому что это бы означало стать участником войны», – заявил он.
Однако на оружейном треке возникли и другие проблемы. Так, глава министерства обороны ФРГ Кристина Ламбрехт (СДПГ) дала понять, что «подарки» закончились.
«Наши поставки по линии бундесвера исчерпаны. Мы пока сосредоточены на возможности принятия каких-то дополнительных мер. Но могу сказать точно о том, что как-то наколдовать появление оружия для Украины мы не можем», – заявила она.
То есть, по её словам, речь отныне может идти об оружейном экспорте за деньги. Министерство экономики, дескать, уже прорабатывает этот вопрос.
А глава немецкого МИДа Анналена Бербок поделилась информацией, что Совет ЕС (еще этот орган называют Советом министров ЕС, так как в него входят в каждом конкретном случае профильные министры всех 27 стран-членов объединения. – Авт.) готовится принять политическое решение об увеличении финансирования поставок оружия для Украины в два раза – до 1 миллиарда евро. То есть оружейному бизнесу (и не в последнюю очередь – немецкому) будет где разгуляться.
В итоге просьбу Зеленского о танках и самолетах услышали, но никак не стали её даже комментировать.
Зато основные решения, которые были приняты, касались укрепления «восточного фланга альянса». В частности, в Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии будут размещены боевые группы общей численностью в 40 тысяч солдат. По подобию тех, которые уже находятся в странах Балтии и Польше.
Процесс уже пошел. 16 марта зенитная ракетная группа 26 бундесвера, которая базируется в районе города Хузум (земля Шлезвиг-Гольштейн), приступила к переброске в Словакию зенитно-ракетного комплекса Patriot. Комплекс временно будет размещен на авиабазе в местечке Слиач в центральной части республики.
Всего в Словакию из Германии и Нидерландов будут передислоцированы три ЗРК Patriot. По замыслу брюссельских стратегов, этот шаг позволит укрепить сдерживающий потенциал НАТО, защитить словацкую территорию и её жителей от ракетных угроз. Они будут развернуты к середине апреля на максимальный период в шесть месяцев.
Североатлантический альянс принял также решение разместить в Словакии дополнительный воинский контингент – 2100 солдат из западноевропейских стран, входящих в НАТО. Большая часть «подмоги» прибудет из Германии – 700 «штыков».
Ещё один «знак времени» – резкое увеличение военных расходов в ведущих странах Европы. Правительство Германии, например, внесло поправки в госбюджет на 2022 год и одобрило законопроект, предусматривающий создание специального фонда в объеме 100 миллиардов евро на модернизацию бундесвера.
Причем канцлер Шольц собирается лично контролировать расходы. Деньги пойдут на финансирование крупных многолетних проектов. Речь, в частности, идет о новых фрегатах, усовершенствованных БМП Puma, транспортных вертолетах, современных системах ПВО. У главы берлинского кабинета есть и особое желание: он хочет прикупить 35 американских самолетов F-35 по текущей цене в 78 миллионов долларов за штуку.
ФРГ намерена также ежегодно выделять на военные нужды не менее 2% ВВП, как того требует НАТО. В 2021-ом оборонный бюджет ФРГ составил 47 миллиардов евро, что, по данным альянса, соответствует примерно 1,5% ВВП страны. Начиная с нынешнего года, правительство планирует тратить на оборону не менее 50 миллиардов.
Президент Макрон тоже заявил, что будет добиваться увеличения военного бюджета к 2025 году до 50 миллиардов евро (с нынешних 40,9).
В видеообращении к руководителям стран ЕС Зеленский основное внимание уделил перспективе членства в этой организации и призвал решить этот вопрос «уже в ближайшее время». В коммюнике этого саммита содержится просьба к Еврокомиссии подготовить заключение по данному вопросу.
После того, как оно будет готово, на его основании Совет ЕС и будет решать, предоставлять ли статус кандидата на вступление в объединение. Для этого нужна единогласная поддержка нынешних государств-членов ЕС, а также отдельное решение саммита Евросоюза.
Получение статуса кандидата – это фактически только начало работы. Состоит она в перенесении всех норм права ЕС в законодательство страны-кандидата. А это - 88 000 страниц законодательных актов!
Всю сложность этой дискуссии подытожил всё тот же президент Макрон: «Я считаю, что нужно послать мощный сигнал Украине и украинцам в эти времена. Но нужно быть осторожным. Можно ли открывать процедуру вступления для страны, находящейся в состоянии войны? Я так не думаю. Нужно ли закрыть двери и сказать: «Никогда»? Это будет несправедливо».
Вот такими же «качельными» оказались решения всех трех брюссельских саммитов. Зеленский от них явно не пришел в восторг.
Фото: scene7.com