Зачем советник Байдена по нацбезопасности скатался в ОАЭ?

Поразительно, но ближневосточный визит советника президента Байдена по национальной безопасности Джейка Салливэна получает какую-то странную реакцию в прессе.

foto

И странность не в том, что в Саудовскую Аравию он отправился в те же самые дни, когда отмечается годовщина ужасного (хотел написать «бесчеловечного», но расчленение убийцами трупов их жертв это как раз очень «по-человечески») убийства – в то время колумниста одной из ведущих американских газет, Washington Post–Джамаля Хашоги в саудовском генконсульстве в Стамбуле.

Странность не в том, что Салливэн встречался с наследным принцем королевства Мухамадом бин Салманом – тем самым, кого спецслужбы самих Соединенных Штатов недвусмысленно, явно, четко и однозначно обвинили в этом убийстве: «Наша оценка состоит в том, что наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад бен Салман санкционировал операцию в Стамбуле по захвату или убийству саудовского журналиста Джамаля Хашогги. Наследный принц рассматривал Хашогги как угрозу Королевству и широко поддерживал применение насильственных мер, если это необходимо, чтобы заставить его замолчать.»

Странность даже не в том, что в ходе предвыборной кампании Джо Байден обещал, что из-за убийства Хашогги Саудовская Аравия станет изгоем и что, став президентом, он пересмотрит отношения Вашингтона с Эр-Риядом. (Надо признать, что – вопреки давней традиции забывать предвыборные обещания–вскоре после вступления Байдена в должность Белый дом объявил, что официальные контакты президента с саудовцами будут с королем Салманом, а не с наследным принцем и де-факто правителем королевства. Тогда это было значительным дипломатическим выпадом.)

Странность освещения визита Салливэна – в том, что отсутствуют какие-либо сведения о визите президентского советника во вторую точку его ближневосточного турне – Объединенные Арабские Эмираты. Все поиски в Сети дают сообщения об этом визите, относящиеся к концу сентября и используют глаголы, стоящие в будущем времени – типа таких: «Главный советник США по безопасности, посланник по Йемену направляются в Саудовскую Аравию, ОАЭ», «Салливэн отправится в Саудовскую Аравию, ОАЭ» и т.п.

Между тем, летом этого года в Штатах разворачивались события, могущие пролить свет и на содержание вояжа байденовского главного по нацбезопасности, и причину, по которой мраком покрыто не только это самое информационное содержание, но и, вообще, какие-либо факты его визита в ОАЭ.

Дело в том, что, как сообщается на сайте минюста США, в июле главе инаугурационного комитета Дональда Трампа и ведущему организатору штаб-квартиры кампании по сбору средств Тому Барраку было предъявлено обвинение по семи пунктам «незаконных усилий по продвижению интересов Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в Соединенных Штатах по указанию высокопоставленных должностных лиц ОАЭ». В обвинительном заключении ясно указывалось, что эти «незаконные усилия» включали работу Баррака и его сообвиняемых по прямому влиянию на внешнеполитические позиции администрации Трампа в пользу ОАЭ: «Обвиняемые неоднократно использовали дружеские связи Баррака и доступ к кандидату, который в конечном итоге был избран президентом, к высокопоставленным должностным лицам кампании и правительства, а также к американским СМИ для продвижения политических целей иностранного правительства, не раскрывая своих истинных убеждений», – сказал исполняющий обязанности помощника генерального прокурора Марк Леско из Отдела национальной безопасности Министерства юстиции. «Поведение, о котором говорится в обвинительном заключении, является не чем иным, как предательством этих должностных лиц в Соединенных Штатах, включая бывшего президента. Этим обвинительным актом мы ставим всех — независимо от их богатства или предполагаемой политической власти — в известность о том, что Министерство юстиции будет обеспечивать соблюдение запрета на такого рода нераскрытое иностранное влияние».

«Как утверждается, обвиняемые, используя свои властные позиции и влияние в год президентских выборов, участвовали в заговоре с целью незаконного продвижения интересов Объединенных Арабских Эмиратов в этой стране, грубо нарушая свое обязательство уведомлять Генерального прокурора о своей деятельности и в нарушение права американского народа знать, когда иностранное правительство стремится повлиять на политику нашего правительства и наше общественное мнение»,–сказал исполняющий обязанности прокурора США по Восточному округу Нью-Йорка Жаклин М. Касулис. «Тем, кто действует по указанию иностранных правительств, не раскрывая своих действий, а также тем, кто стремится ввести следователей в заблуждение относительно своих действий, эти аресты служат предупреждением что они будут привлечены к ответственности и столкнутся с последствиями».

«Сегодняшнее обвинительное заключение подтверждает непоколебимую приверженность ФБР искоренению тех лиц, которые думают, что могут манипулировать системой в ущерб Соединенным Штатам и американскому народу»,–сказал помощник директора Кэлвин Шиверс из Отдела уголовных расследований ФБР. «Баррак, как утверждается, злоупотребил своим доступом к правительственным чиновникам, чтобы незаконно продвигать интересы иностранных правительств. ФБР сотрудничает с нашими внешними партнерами, чтобы гарантировать, что все, кто стремится оказать незаконное влияние, будут привлечены к ответственности за свои преступления».

Кто-то может сказать: «То было при Трампе и быльем поросло…» Трамп он, конечно, Трамп, но это, все-таки, было незаконным влиянием на внешнюю политику США. А такое не прощается, кто бы ни был хозяином Белого дома.

Из обвинительного заключения не было ясно, кто были те высокопоставленные должностные лица ОАЭ, руководившие этой разведывательной операцией. Это изменилось, когда агентство Bloomberg сообщило, что эти «официальные лица ОАЭ» на самом деле находятся на самой вершине правительства ОАЭ, включая посла ОАЭ в Соединенных Штатах Юсефа аль-Отайбу и даже фактического лидера ОАЭ, наследного принца Абу-Даби Шейха Мохаммада Бен Зайда, или MБЗ».

Хоть и удивительно, что всплыли данные о руководстве главой «иностранной автократии» противоправной операцией, это был вовсе не первый (и, скорее всего, не последний) случай, когда ОАЭ были пойманы на незаконном вмешательстве в дела Америки.

Так, не успели высохнуть чернила на июльском релизе американского минюста, как в середине августа это ведомство вновь сообщает, что трое бывших сотрудников американской разведки (49-летний Марк Бэйер и 34-летний Райан Адамс, а также бывший гражданин США Дэниел Герике, 40 лет–все бывшие сотрудники разведывательного сообщества США … или вооруженных сил США) признались в том, что в период с 2016 года по 2019-й работали «кибершпионами в интересах ОАЭ», взламывали компьютерные сети США и предоставляли Эмиратам несанкционированный доступ к «десяткам миллионов смартфонов и мобильных устройств» в Соединенных Штатах.

Это уже не какое-то эфемерное «влияние», до пределов которого старается сузить активность Эмиратов американская пресса, а по-настоящему комплексная разведывательно-подрывная деятельность. Операция кибершпионов, известная как «Проект Ворон» (Project Raven), включала «предоставление поддержки, руководства и надзора в создании сложных систем взлома компьютеров и сбора разведданных «нулевым щелчком мышки»–то есть таких, которые могут взломать устройство без каких-либо действий со стороны «цели». Эти «действия контролировались обвиняемыми и были известны им, после чего они использовали эти эксплойты с нулевым кликом для незаконного получения и использования учетных данных доступа к онлайн-учетным записям, выданным американскими компаниями, и для получения несанкционированного доступа к компьютерам, равно как к мобильным телефонам, по всему миру, в том числе в Соединенных Штатах.» Кроме прочего, операция эта была направлена против журналистов и правозащитников на Ближнем Востоке. Позже некоторых из них были задержаны и подвергнуты пыткам силами безопасности ОАЭ

Мохаммад Бен Зайд в Штатах разошелся не по-детски. Он руководил не только операцией Баррака и его соучастников, но, как сообщает New York Times, и еще одной . По указанию МБЗ Джордж Нэйдер – советник MБЗ и Дональда Трампа, сидящий сейчас в тюрьме по обвинению в детской порнографии, – провел то, что Министерство юстиции назвало «кампанией канализации». Ее целью было сокрыть и замаскировать истинный источник более 3,5 миллионов долларов незаконных пожертвований на президентскую кампанию 2016 года. Изначально операция была направлена на получение доступа к штаб-квартире президентской кампании Хиллари Клинтон с целью оказания на нее влияния. Но после победы Трампа на выборах внимание оперативников из Эмиратов быстро переключилось на Трампа. Начали нескромно – осуществив незаконное пожертвование в размере 1 миллиона долларов на его инаугурацию.

В дополнение к этой незаконной схеме финансирования кампании, Нэйдер провел в Вашингтоне тайную операцию, преследовавшую цель очернить соперника ОАЭ в регионе–Катар. Получив от Нэйдера 2,5 миллиона долларов, сборщик средств Трампа Эллиот Бройди профинансировал две конференции против Катара, организованные вашингтонскими «мозговыми трестами», которых кое-кто у нас порой называет «исследовательскими центрами». Это было лишь малой составной частью огромного наступления ОАЭ, направленного на завоевание влияния в политических кругах Вашингтона. Как выяснилось, ни одна диктатура не дает «аналитическим центрам» округа Колумбия денег больше, чем ОАЭ. И, как выяснилось, это лишь те деньги, которые удалось выявить. Еще выяснилось, что ОАЭ часто тайно финансируют аналитические центры – такие, например, как Институт Ближнего Востока, про который дуропедия пишет: это некоммерческий, беспартийный аналитический и культурный центр в Вашингтоне, округ Колумбия, основанный в 1946 году. Он стремится «расширить знания о Ближнем Востоке среди граждан Соединенных Штатов и способствовать лучшему взаимопониманию между людьми…». «Некоммерческая» сущность «Института» не помешала ему, как пишет издание The Intercept, принять «секретный» взнос в размере 20 миллионов долларов. (А Atlantic Council за период 2019-2020 годов, по его собственному признанию, получил от посольства ОАЭ (а это не является деятельностью, несовместимой с дипломатическим статусом?) всего ничего – жалкий миллион «зеленых». Но не надо скорбеть по судьбе атлантистов; в 2014-2018 годах Atlantic Council все-таки получил от ОАЭ свои «трудовые» 4 миллиона.

Не думайте, что все эти 20 миллионов «упали на карман» одного «Институт Ближнего Востока».

Как указывают исследователи организации Responsible Statecraft (Ответственное государственное управление), на эти деньги было куплено … молчание. Молчание, в том числе, других «мозговых трестов» (дурашки из Atlantic Council не обронили ни слова о скандалах, имевших отношение к подрывной деятельности Эмиратов в США; зато они из штанов выпрыгивали, раздувая фальшивку о Russiagate – якобы вмешательстве России в избирательную кампанию 2016 года) и государственных учреждений.

А вообще, эмиратцы – молодцы!

Помимо совсем тайных операций они провели еще одну, которую можно зачислить под рубрикой «коммерческая тайна».

Это покупка CNN. Ну, не совсем покупка, скорее, подряд. Но суть-то та же.

Речь о выставке «Экспо-2020», которая будет проходить в Дубае с 1 октября 2021 года по 31 марта 2022-го.

«Официальный вещатель выставки» никто иной, как CNN.

«По мере того, как глаза всего мира будут обращены к ОАЭ с октября по март на «Экспо-2020» в Дубае, CNN станет официальным вещателем этого мероприятия, обеспечивая непревзойденное освещение для мировой аудитории и обеспечивая заметное присутствие на самой выставке», –завили в CNN.

О том, платит ли «Экспо-2020» за ее широкое освещение, в CNN помалкивают.

Зато тем, кто у нас вымучивает способы применения Россией своей «мягкой силы», вполне могли бы задать вопрос (себе): «А чё, так можно?».

И пусть потом приезжают советники американских президентов по нацбезопасности.

Если не будут под санкциями и если получат визу.

Приезжают тихо.

Без огласки в печати.



Автор – журналист-международник, американист. Работал собственным корреспондентом Агентства печати «НОВОСТИ» в Канаде (Оттава, 1990-1992 г.г.) и шефом американского бюро (Вашингтон, 1996-2001 г.г.) газет «Business MN», «Деловой мир» и «Интерфакс-АиФ».

Фото: fbnews.am