Вдруг война, а мы не в форме

Патронов Франции хватило бы всего на три дня

Так совпало, что доклад-исследование французских парламентариев Жана-Луи Тьерио и Патрисии Мираллес был назначен к оглашению на 17 февраля. То есть еще до начала российской операции на Украине, когда большинство не верило в ее вероятность. Тема исследования - боеспособность Франции в затяжных конфликтах. В 60-страничном докладе говорилось, что страна к такого рода столкновениям готова плохо: «Стоит усилить работу всех секторов оборонки, а именно тылового обеспечения, разведки, здравоохранения военных, поставок в войска и боеприпасов». Ну, доклад и доклад.

foto

А вот когда начались события на Украине, к тексту вернулся уже Председатель Комиссии сената по обороне Кристиан Камбон. И схватился за голову: «По некоторым видам боеприпасов, - не могу по причине секретности разгласить каким именно, - наших запасов хватит на 2 недели военных действий. По другим - на 3-4 дня. И мне кажется, что по некоторым видам боеприпасов мои подсчеты даже оптимистичны». Это, напомним, в случае широкомасштабного конфликта.

Началось разбирательство, почему же так получилось. Полковник в отставке, а ныне эксперт по военной стратегии Пьер Серван объясняет прореху тем, что «во властных кругах никто и никогда не предполагал, что на территории Европы вообще возможны военные конфликты с применением танков, авиации и артиллерии… Если бы речь шла о Мали, мы, например практически не тратили бы ракеты вода-воздух или вода-земля, которые запускаются с наших фрегатов. Во время этой операции против вооруженных банд «Аль -Каиды» * в Магрибе мы вообще попросили Германию снабдить нас боеприпасами просто потому, что у нас не хватало своих. Особенно бомб и лазеров».

«Боеприпасы имеют свойство портиться, особенно их пиротехнические компоненты, - говорится в парламентском докладе. - Они должны уничтожаться и возобновляться каждые 10 лет. А на полную замену арсенала требуется в среднем 3 года. Поэтому Франция оказалась в ситуации, когда она не только не сможет противостоять врагу, но и столкнётся с проблемами чисто промышленными. От заказа боеприпасов до доставки может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет. На изготовление с нуля патронов малого калибра уйдет год, на снаряды и ракеты - минимум два». На запчасти для артиллерийских установок надо вообще заключать предварительные договоры, иначе их не делают. То есть заплатить и держать все на складах. А вся программа обновления французского арсенала оценивается в 3,5 миллиарда евро.

Стало быть, нужно перевести производство боеприпасов на постоянный конвейер, а значит, построить новые мощности. В докладе Национальному собранию отмечается, что открытие конвейерных линий в срочном порядке займет от 18 до 36 месяцев. Это для простых изделий. А для более сложных - от пяти до шести лет. То есть, чтобы сэкономить время и деньги, стоит озаботится строительством прямо сейчас. Соавтор доклада Жан-Луи Тьерио напомнил, что еще в 30-е годы прошлого века, когда только запахло жареным, французский Народный фронт озаботился проблемой перевооружения только в 1937 году. В итоге к началу войны, в 1939-м, именно из-за сроков изготовления у Франции оказалось всего 50 истребителей Девуатин 520, которые тогда считались лучшими в мире.

Министерству обороны пришлось защищаться. Впрочем, на то оно и оборонное ведомство. Официальный представитель Генштаба полковник Йанни разъясняет, что: «Все зависит от видов боеприпасов и от маневра, который предпримет военачальник. Если поставить все наши самолеты в один ряд и начать одновременно стрелять, мы растратим все боеприпасы вообще минут за 30 и не добьёмся результата. Французская армия способна выполнить поставленные перед ней задачи». Его коллега из Министерства обороны, Эрве Гранжан уточняет: «Если Франция будет втянута в военную операцию в масштабах Китая или России, мы в любом случае выступим в коалиции (НАТО - ред.). Конечно, возникнут непредвиденные трудности, но мы будем выстраивать тот маневр, который от нас потребуется, естественно, с учетом тылового обеспечения. А это еще и горючее, и все остальное».

Франция - ядерная держава, а это, как известно, сдерживающий фактор. Тем не менее, в части обычных вооружений в прошлом году программа финансирования оборонки была обновлена. На боеприпасы выделено дополнительно 110 миллионов евро. Этого хватит на 10 000 мин для 120-мм. минометов, 100-мм. и 76-мм. снарядов для флота. Кроме того, деньги были вложены в производство снарядов крупного калибра, поскольку на них был спрос из других стран.

Это, напомним только деньги 2021 года, выделенные исключительно на арсенал. Во Франции есть еще и долгосрочная программа инвестиций в оборудование, инфраструктуру и поддержание боеспособности. Она рассчитана на 2019-2025 годы и составляет 110 миллиардов евро. Огромная цифра! Министр обороны Флоранс Парли отметила, что это еще и «инвестиции в сотни тысяч рабочих мест, как во Франции, так и в других странах. Из этих денег 800 миллионов евро пойдет на заказ самолетов, вертолетов и беспилотников авиапредприятиям, которые потеряли в последнее время свою клиентуру». В помощь оборонным компаниям, испытывающим трудности, а их в стране 141, Генеральная дирекция по вооружению создала специальный отдел по выводу их из кризиса.

Действительно, Дассо Авиасьон в 2020 году поставил всего 13 «Рафалей» по заказам Катара и Индии. Для сравнения: годом раньше - 26 истребителей. Правда, уже в 2021 Греция заказала 6 новых самолетов, на очереди ВВС Швейцарии, Финляндии, Хорватии, Индонезии и Эмиратов. Ну, а родное минобороны Франции заказало 12 истребителей. Эрбас в рамках государственного заказа сделает 10 боевых вертолетов, а лидер в производстве дронов Парро получил заказ на производство 300 микро-аппаратов, которые должны быть поставлены уже в июне.

Во Франции напрямую вышла гонка за Елисейский дворец. Первый тур - уже 10 апреля. Такую новость, как полупустой патронташ, никто из кандидатов не мог обойти стороной - считай, подарок. Самый экстравагантный Эрик Земмур на одном из митингов заявил: «У Франции патронов на три дня. То есть в случае серьёзного и масштабного конфликта мы продержимся недолго. Но ни одна война не длится три дня. То есть мы ее проиграем сходу».

* - Запрещена в РФ

Фото: politico.eu