Кто пугает мир китайским вмешательством?

В конце июля WeChat заявила, что число ее пользователей в Австралии сократилось почти на 30% за последние три года. Произошло это на фоне постоянных вопросов об иностранном вмешательстве в приложение.

Стоит вспомнить, что в Австралии давно идет непрекращающаяся кампания против китайских сервисов. Ранее она уже привела к запрету TikTok на правительственных устройствах в стране, опасения также высказывались и в отношении WeChat.

Нетрудно догадаться, что главным автором этой кампании является австралийское государство. Основным аргументом против китайских сервисов стало требование передавать данные по запросу в соответствии с законами о национальной безопасности Китая.

Представители мессенджера парируют, что законы Китая не будут применяться к WeChat, поскольку компания, являющаяся дочерней материнской Tencent, зарегистрирована в Сингапуре и там базируются ее 150 сотрудников.

Также отмечается, что китайское правительство не могло осуществлять слежку за приложением, а сама компания не получала никаких запросов о предоставлении данных в соответствии с законом о нацбезопасности Китая.

Опровергается и цензура контента, критикующего китайское правительство и касающегося протестов в Гонконге (пессимизацию связанного с ними контента любят вменять TikTok), а также других, не менее резонансных событий.

Тем не менее, председатель парламентского комитета, изучающего иностранное вмешательство в социальные сети, Джеймс Патерсон заявил, что в отчете комитета будут предложены реформы для решения проблем. Ответы компании он назвал пренебрежительными и уклончивыми, что по мнению Патерсона является еще одним доказательством неуважения к парламенту Австралии.

Масла в огонь и аргументов критикам добавляет тот факт, что представителей WeChat неоднократно приглашали дать показания до начала расследования, но они отказывались, заявляя, что компания не имеет представительства в Австралии.

В отличие от теряющего австралийскую аудиторию WeChat, у уже испытавшего весь гнев американского государства TikTok дела в США идут неплохо. WSJ сообщает, что в августе соцсеть планирует запустить в Штатах свою площадку для электронной коммерции.

Предполагается, что она будет хранить и отправлять различные товары от продавцов из Китая, включая одежду, кухонные гаджеты и электронику, а также заниматься маркетингом, транзакциями, логистикой и послепродажным обслуживанием.

Сообщается, что ноу-хау площадки, помимо мощнейшей аудиторной базы, станет в том числе и методология оплаты. По данным WSJ, TikTok будет платить китайским поставщикам только после того, как они найдут покупателей в США, а также станет возвращать непопулярные позиции, чтобы не было затоваривания. Компания планирует открыть свою программу для продавцов за пределами Китая, и работает над созданием международной системы расчетов и логистики.

Якобы запуск площадки уже откладывался, поскольку китайские ритейлеры обеспокоены будущим приложения в США. Недавно в штате Монтана был принят закон, который запретит приложение со следующего года, а федеральные американские законодатели продолжают раскачивать тему общего запрета.

Учитывая, что в случае успешного запуска площадки TikTok станет прямым конкурентом американского Amazon, с которым Белый дом недавно объединился, чтобы маркировать продающиеся в Соединенных Штатах гаджеты на предмет соответствия американским стандартам кибербезопасности, и, в отличие от других техногигантов, показывающего рекордные показатели прибыли, представляется, что без боя онлайн-рынок точно никто не отдаст.

Согласитесь, получается очень странная ситуация, когда вы уже несколько лет боретесь с онлайн-площадкой, а она только растет и развивается. Вряд ли американское правительство такое допустит, а значит, выход на рынок онлайн-торговли может быть для китайской компании очень нелегким, а снежный ком претензий от законодателей также будет только расти.

Давление усиливается на самый разный китайский бизнес, не только на компании, связанные с информационными технологиями, и не только в Штатах. Западные политики не скрывают, с чем это связано. А именно, с усилением Китая как технологической сверхдержавы.

В частности, в апреле этого года глава британского центра кибербезопасности Линди Кэмерон заявила, что «мы не можем обеспечить безопасность технологий будущего, не решив стоящий перед нами эпохальный вызов: резкий подъем Китая как технологической сверхдержавы».


Кэмерон подчеркнула: «Китай определил несколько существующих и появляющихся технологий как жизненно важные для своей будущей национальной безопасности. И он стремится стать мировым лидером в установлении технологических стандартов».


Ранее глава центра кибербезопасности утверждала, что наиболее серьезную и непосредственную угрозу Соединенному Королевству в киберпространстве представляет Россия.

Очевидно, что с внешними угрозами США и их партнеры определились, поэтому нападки, подкрепленные жестокой регуляторной политикой, будут продолжаться. На этом фоне весьма интересен доклад американского Фонда информационных технологий и инноваций (Information Technology and Innovation Foundation, ITIF).

Согласно ему, новым цифровым лидером стал Китай. Далее следует план из 15 пунктов, который должен помочь вернуть лидерство. Пункты касаются в основном общего продвижения технологий и торговой политики, но представляется, что соответствующие структуры готовят еще и не публичные пункты и планы.

Очевидно, что опорой для противостояния также должны стать американские технологические компании, которые сейчас погрязли в скандалах и экономических проблемах.

Да и кейс того же TikTok, крайне популярного, несмотря ни на что, показывает, что американцы свой выбор сделали. Интересно посмотреть, как государство будет доказывать им, что они не правы. Стандартным набором законодательных и маркетинговых инструментов тут уже вряд ли поможешь.

А американским политикам не позавидуешь. Много лет наблюдая, как компании из США переносят производство в Китай из-за дешевизны, они проморгали тот факт, что страна стала не просто большим сборочным узлом, а суверенной технологической державой, которую уже не сильно смущают (да и смущали ли когда-то) окрики из Белого дома.