Случайно или нет, но два знаковых голливудских фильма появились на экранах в один день — 21 июля.
Речь о фэнтези-сказке «Барби» (студия Warner Bros.) режиссера Греты Гервиг про куклу Mattel, которую выгоняют из «Барбиленда», потому что она не соответствует нормам красоты. И о трехчасовой ленте «Оппенгеймер» (студия Universal Pictures) Кристофера Нолана про создателя атомной бомбы Роберта Оппенгеймера.
За первые три недели фонтанирующая яркими красками «Барби» набрала в прокате более $1 млрд, «Оппенгеймер», наполовину черно-белый, — $552 млн (что тоже, согласитесь, немало). Обе ленты в российские кинотеатры не поступили из-за санкций. Но уже добралась до наших зрителей в виде копий плохого качества, распространяемых через торрент-серверы.
Об их художественных достоинствах пусть судят обученные люди. Нас же интересует исключительно политика, которая четко просматривается через ажиотаж вокруг этих фильмов.
Первая (очевидная) мысль: сказка, возникшая из кукольной истории, оказалась более востребованной (почитай, в два раза!), чем исторический (почти документальный) блокбастер о возникновении «ядерного гриба».
В одном фильме виртуальная героиня приходит в реальный мир. А в другом — история ученого, породившего угрозу апокалипсиса, способного переместить большую часть человечества в небытие. Интересно, эти ленты посмотрели разные люди или одни и те же? Те, кто хочет осмыслить истоки надвигающейся катастрофы? И те, кто в «розовых очках»?
Доподлинно известно, например, что на «Барби» сходил канадский премьер-министр Джастин Трюдо. И 18-летнего сына с собой прихватил! Оба нарядились в розовое. После просмотра политик, с легкостью санкционировавший отправку на Украину, среди прочего, дальнобойных гаубиц М777, а также около 300 военных инструкторов, разместил на своей странице в одной из соцсетей снимок с подписью: «Мы — команда Барби». А вот был ли он на «Оппенгеймере» — не установлено.
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо и его сын Ксавьер на показе фильма «Барби»
Еще одно наблюдение: теперь «хорошими и кассовыми» становятся исключительно те ленты, которые грамотно раскручены. Вдумайтесь: на производство «Барби» было затрачено $140 млн, а на рекламную кампанию — $150. То есть обертка оказалась дороже самой «конфетки».
Грамотный маркетинг породил модный тренд нынешнего лета — «Барбикор» (barbiecore, использование стиля одноименной куклы). Блогеры массово снимают контент на розовую тематику, а IT-специалисты создают нейросети, умеющие «превращать» людей в Барби и Кенов.
А это все — «Money, Money, Money». Как пела незабвенная группа ABBA. Оказывается, не только на нефти и оружии можно хорошо зарабатывать...
И как тут не вспомнить главу киевского режима. Одно дело, когда Зеленский на разных там политических форумах усердно продает свою «конфетку». Но он ведь и на другие тусовки рвется. Не на все, правда, его пускают. Например, он просил, но ему не дали слова (даже в режиме видеообращения) на знаменитом музыкальном фестивале в Сан-Ремо (Италия). И другие организаторы — американские! — не позволили Зе выступить на церемонии вручения «Оскаров». Позднее свою статуэтку экс-комику все же подарил актер Шон Пенн. Под яркий свет софитов. «Зеленый» напомнил, что в мирные времена сам был артистом. «Оскар» — это, де, его светлая, но несбыточная мечта. Он пообещал после «перемоги» лично вернуть статуэтку владельцу. Похоже, Зеленский из тех, кто в «розовых очках»...
Печально, но международная жизнь все отчетливее функционирует по законам шоу-бизнеса.
Кстати, «Барби» официально запретили к показу в Ливане и Кувейте. Формулировка: за пропаганду гомосексуализма и трансгендерности, а также за то, что фильм «противоречит ценностям веры и морали, принижая важность семьи». То же самое сделал и Вьетнам, но по другой причине. Там усмотрели на нарисованой в «Барбиленде» мелком карте реального мира «оскорбительное изображение островов в Южно-Китайском море», на которые имеют претензии Вьетнам, Китай, Бруней, Малайзия и Филиппины.
Теперь о детской американской мечте. Оказывается, «взрослую куклу» придумали не в Штатах, а в Германии. Прообразом стала нарисованная карикатуристом Райнхардом Бойтином для Bildzeitung Лилли. В 1952 году он заполнил пустующее место на полосе изображением красотки модельной внешности, а под ним поместил ироничную подпись. Комикс читателям понравился. Лилли и ее высказывания стали появляться в каждом номере. Она попала в тренд как типичная представительница послевоенного поколения времен немецкого экономического чуда. Дерзкая Лилли открыто рассказывала о своих любовных похождениях, о проблемах на работе, о мелочах жизни.
Прообраз Барби — Лилли Райнхарда Бойтина. Фото: Ginas.Doll.ART / Flickr
Вот только один сюжет. На пляже у полицейского, следившего за соблюдением строгих правил, она спрашивает: «Раздельные купальники запрещены? Хорошо, от какой части мне избавиться?».
Когда печатная Лилли стала популярной, было решено выпустить куклу (отнюдь не бесполую!). Кроме соблазнительной фигуры, у нее появились серьги-гвоздики и туфли на каблуке, лицо и ногти были накрашены. Она продавалась «как оригинальный подарок для взрослых» вместе с газетой — в прозрачной пластиковой тубе с маркировкой Bild-Lilli. Предполагалось, что молодые люди будут дарить ее своим подругам вместо цветов. Поначалу кукла продавалась в табачных киосках. Однако после того, как на нее обратили внимание дети, перекочевала в магазины игрушек. Всего было выпущено около 130 тысяч Лилли. Публикация комиксов в газете была прекращена в 1961 году.
В середине 1950-х красотку увидела основательница американской компании по производству игрушек Рут Хандлер. Немецкая кукла так ей понравилась, что она купила ее в подарок своей дочери. Девочка тоже пришла в восторг. И у Рут родилась идея: выйти на американский рынок игрушек с куклой, похожей на девушку — дети, дескать, любят играть «во взрослых». В результате предпринимательница выкупила права на Лилли, но дала своей кукле новое имя — Барби (так она ласково называла свою дочь Барбару).
Презентация куклы состоялась 9 марта 1959 года на ярмарке игрушек в Нью-Йорке. И пошло-поехало: аж до кино с реальными персонажами дело дошло!
Что же касается другого фильма, то с уверенностью можно утверждать лишь одно: модного тренда «Оппенгеймеркор» точно не будет.