Битва за Елисейский дворец еще впереди

Марин Ле Пен вышла во второй тур выборов, проделав работу над ошибками прошлых поражений.

Каждый третий избирательный бюллетень в стране был отдан за крайне правых. Марин Ле Пен улучшила свои показатели по сравнению с предыдущими президентскими выборами, что было, впрочем, ожидаемо. Ее кампания была максимально приглажена. «Она старалась выстроить ее, что называется, «с человеческим лицом». Ездила по маленьким городам, встречалась с простыми людьми», - говорит крупнейший специалист по правым партиям Жан-Ив Камю.

foto

Она рассказывала, как ей тяжко одной, вспоминала, как жила на съемной квартире с чужими людьми, а на ее странице в соцсети появились фотки с котиками. Макрон тогда разрешил ввести копию Елисейского дворца в компьютерную игру Minecraft. В 2017 году партию Ле Пен раздирали внутренние скандалы, упор был сделан на выход страны, в случае победы, из еврозоны и ЕС. Теперь же главными темами стали потребительская корзина, борьба за безопасность и резкое снижение иммиграции.

А вот какие темы интересовали избирателей в первую очередь. Покупательная способность - 58%, иммиграция - 27%, здравоохранение - 26%, окружающая среда - 26% и пенсии - 25%. Поэтому не мудрено, что все кандидаты сконцентрировались на потреблении. В марте французам, как и всей Европе, сильно досталось. Выросли цены на топливо, подскочила стоимость продуктов. Масштабных выступлений - ну, по французским меркам - не было. Но в росте цен автоматически принято винить руководство. Так что как бы Макрон не пытался помочь денежными вливаниями дальнобойщикам и другим простым гражданам, потребительский кризис пришелся на руку Ле Пен и еще сыграет свою роль во втором туре.

Горячие прогнозы на второй тур таковы. Макрон выигрывает со счетом 54: 46. Но это только первая оценка. Все крайне правые, а это Ле Пен, Земмур и Дюпон-Эньян, в сумме набирают 32 процента. Но не факт, что все они отдадут свои голоса Ле Пен. Из тех, кто голосовал за Земмура, таких наберется 86 процентов. Голоса избирателей Валери Пекресс, представлявшей традиционную правую партию, разделились: 40 процентов проголосуют за Ле Пен, а 46 - за Макрона. Что касается левака Жан-Люка Меланшона, закончившего гонку третьим, он призвал «не отдавать ни одного голоса Марин Ле Пен». Тем не менее, 34 процента проголосуют именно за нее, а 36 - за Макрона.

Ле Пены, папа и дочь, уже в третий раз выходят во второй тур. Так что можно сказать, «как правило» в таких случаях во Франции организовывается «Республиканский фронт». Смысл его - не дать крайне-правым пройти во власть. Так Ширак победил Ле Пена - старшего с каким-то африканским счетом. В 2017-м Макрон набрал 24 процента, а во втором - 66. Особенность нынешней кампании между двумя турами такова, что «Республиканского фронта» не будет. «Республиканский фронт» едва смог оторваться от земли в 2017-м, а сейчас он находится в состоянии клинической смерти», - констатирует глава Института социальных исследование «Элби» Бернар Сананэс.

В основном произошло это опять же из-за того, что Марин Ле Пен не воспринимается больше, как одиозная сила. Этому немало способствовало появление кандидатуры Эрика Земмура, публициста и журналиста крайне правого толка. Получилось, что он даже оттянул на себя все те негативные моменты, с которыми всегда отождествлялось семейство Ле Пен. Программа Марин в основе своей не так уж далека от земмуровской, но всю эпатажную часть, радикализм, провокации - короче, всё «а-ля папа Ле Пен», он взял на себя, став этаким громоотводом.

Серьезным испытанием станут дебаты между двумя претендентами на Елисейский дворец. Перед первым туром Макрон вообще отказался от участия в баталиях, заявив, что сосредоточится на словесной дуэли перед вторым туром. На прошлых выборах Ле Пен их с треском проиграла. Она нервничала, была агрессивной и вообще чувствовала себя не очень уверенно. Ее команда объяснила это тем, что к главным дебатам Марин пришла вымотанная кампанией. Теперь работа над ошибками проведена. Было меньше поездок, меньше митингов, меньше стресса, как раз, чтобы мадам кандидат пришла на дебаты в отличной форме. Даже один из членов штаба Макрона признался: «Что бы она не сказала, что бы она не сделала, она настолько серьезно провалила прошлые дебаты, что на их фоне в этот раз выиграет их».

Макрон в последние два месяца взял на себя роль примирителя. Во-первых, больше некому. Была бы Меркель, может, стала бы и она. А у России с Францией всегда были особые доверительные отношения. Во-вторых, Франция сейчас председательствует в Евросоюзе, поэтому Макрон выступает как бы от всего ЕС. По словам Дмитрия Пескова, президенты созваниваются «чуть ли не через день». Впечатляющих миротворческих успехов пока добиться не удалось. Однако французский лидер заявил, что диалог надо продолжать в любых обстоятельствах, а такого рода заявления оставляют надежду на то, что большой войны в Европе можно избежать. Ну, а лично кандидату это добавило очков в рейтинге.

Марин Ле Пен, конечно, не считается «другом России». Но ее отношение к Москве достаточно благосклонно. Вспомним, к примеру, что она взяла в российском банке кредит на прошлую кампанию. Тем не менее, мадам высказалась за отказ от российских энергоресурсов. Впрочем, в условиях роста цен на газ в Европе сказать обратное - самоубийство для любого кандидата.

И еще одна деталь, не влияющая непосредственно на исход выборов. По французским законам расходы на кампанию у всех кандидатов должны быть равными. Но если кандидат проходит 5-процентный барьер, расходы берет на себя государство. Сейчас в затруднительном положении оказались «зеленые». Яник Жадо не набрал 5 процентов и теперь за несколько недель «зеленым» надо где-то найти 2 миллиона евро. Голосов там не так много, но понятно, что предложения от бывших конкурентов не заставят себя ждать.

Фото: Фото: cnbcfm.com