Локализация по-американски

Президент Байден пытается удержать американский бизнес от инвестиций в Китай.

foto

Фото: Xinhua

В начале августа президент Джо Байден подписал распоряжение, которое запрещает американским компаниям инвестировать в Китае.

Документ уполномочивает министра финансов США запрещать или ограничивать инвестиции в китайские компании в трех секторах: полупроводники и микроэлектроника, квантовые информационные технологии и некоторые системы искусственного интеллекта. Помимо этого, теперь компаниям будет необходимо уведомлять американское правительство о всех своих действиях в сфере китайского технологического сектора.

В распоряжении излагаются планы по регулированию инвестиций в определенных странах, «вызывающих озабоченность», с отдельным приложением, в котором в качестве первоначальных целей названы Китай, Гонконг и Макао. Источник Reuters в Белом доме отметил, что другие страны могут быть добавлены позже. Не трудно догадаться, какие еще государства туда войдут.

Также, Федеральное казначейство выпустило предварительное уведомление о предлагаемом нормотворчестве, которое даст компаниям и инвесторам время и возможность принять участие в обсуждении, прежде чем ведомство направит официальное уведомление о предлагаемых нормах регулирования. Ожидается, что это позволит провести дополнительные общественные обсуждения, прежде чем Казначейство представит новые правила. Наверное, чтобы не стрелять в ногу своим же компаниям, которые традиционно выбирают Китай из-за более благоприятных условий работы.

Эксперты отмечают, что весь процесс может занять не один месяц, что отодвинет вступление новых правил на 2024 год — год президентских выборов. Исходя из этого, да и в целом, если вспомнить происходившее ранее, становится очевидным один из пунктов новой предвыборной кампании Байдена (или кого-то другого — от демократов), на который будут упирать в агитации.

Если уйти от красивых государственнических (в понимании американских политиков) формулировок, то суть там будет примерно следующая: с Китаем нельзя работать, потому что его технологическое развитие представляет угрозу для нашей национальной безопасности.

Можно долго разбирать, с чего все пошло и зачем антикитайская кампания в сфере высоких технологий нужна администрации Байдена, но очевидно, что действия против ТikTok, маркировка гаджетов на предмет соответствия стандартам кибербезопасности и теперь вот эта попытка направить американские деньги обратно домой — составляющие большой долгосрочной стратегии.

Остается только догадываться, кто ее пролоббировал, и как ее будут разыгрывать на выборах. Один из возможных вариантов — Байдена представят победителем Китая и эффективным радетелем за национальную безопасность. Возможно, это будет лишь одна из составляющих образа.

Главный вопрос — насколько успешно удастся реализовать пункты стратегии, которая, очевидно, рассчитана на долгий срок реализации.

Ведь даже с тем же TikTok все по-прежнему идет со скрипом, а иногда и со смехом, поскольку его популярность в Штатах растет вопреки всем ограничениям. С маркировкой пока тоже не очень понятно, потому что проект в стадии запуска, а вот к инвестициям уже есть вопросы.

Не будем фантазировать на тему «А что мешает инвестировать не напрямую, а через...», действительно, американское законодательство боятся и уважают, особенно те, кто работают в юрисдикции этой страны. И, да, многие органы в Штатах, в том числе и финансового контроля, работают гораздо эффективнее администрации Байдена, и шутить с ними не стоит.

Но вот что получается: запретив инвестировать в Азию, американский бизнес толкают обратно к отечественным (для него) крупным технологическим компаниям, которые пусть и не напрямую, но все равно работают с Китаем, как минимум в сфере производства продукции.

Все это свидетельствует еще об одном витке популизма, который, тем не менее, ярче очерчивает антикитайские позиции. При этом можно констатировать, что ни к какому технологическому суверенитету Штаты это не приведет, потому что американские технологические компании не соблюдают законодательство еще больше и активнее.

По сути, им теперь дается неформальная монополия на технологические разработки. Все, что станет производиться и поставляться американским бизнесом, будет подконтрольно только этой стране, а все прочие технологии не будут учитываться.

Тут можно увидеть виток новой технологической экспансии, вот только насколько он будет успешным? Крах инвестиционных банков Кремниевой долины, скандалы с Google, пытающимся монополизировать рекламный рынок по всему миру, сокращения в техногигантах, глюченные нейросети и постоянные утечки данных... Это только недавние «успехи» американского технологического бизнеса.

Да, можно сказать, что доля американских компаний в технологическом сегменте очень велика, и не ошибается тот, кто ничего не делает, а ошибки в крупном бизнесе — неотъемлемая часть его функционирования. Но китайские технологии все равно более перспективны для американских, потому что, как минимум, вдохновение и тренды все равно традиционно черпаются с Востока.

И это абсолютно нормально. В большом мире вполне естественно, когда корпус продукта производится в Китае, начинка, например, в Японии, а сам продукт больше всего продается в США. Вот только не в мире президента Байдена, чья политика насквозь пропитана фрагментацией общемирового пространства с целью его контроля.

Насколько успешной она будет в этот раз? Увидим уже скоро, но даже пример санкционных ограничений показывает, что выход можно найти всегда. Особенно, когда ты в комнате не один.