Нигерия и Нигер: родство племен отменило вторжение

Почему президент Тинубу отказался от решения конфликта силой

foto

Фото: channelstv

Может показаться странным, почему после решительного ультиматума, который региональная организация ЭКОВАС (Экономическое сообщество западноафриканских государств) предъявила военным в Нигере сразу после июльского переворота, ожидаемого вторжения в эту страну так и не произошло. Хотя срок ультиматума истек аж 6 августа. По сути, вместо использования авиации, сухопутных войск и артиллерии против восставших генералов и полковников страны-члены этой организации ограничились усилением своих границ с Нигером, прекратили авиасообщение и предприняли еще несколько во многом символических шагов. И все.

В этой связи следует напомнить, что ЭКОВАС — крупнейшая из региональных организаций на африканском континенте, основанная в 1975 году. В ее состав входят 15 государств — Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кот-д’Ивуар, Кабо-Верде, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. Однако членство Буркина-Фасо, Гвинеи и Мали было приостановлено в связи с захватом власти в этих странах в результате государственных переворотов.

Общепризнанным лидером в этом объединении, несомненно, является Нигерия, одна из самых густонаселенных стран Африки (214 млн человек) и самое экономически развитое государство региона, к тому же обладающая достаточно мощными вооруженными силами (около 80 тысяч человек). Для сравнения: силы мятежного Нигера в прошлом году насчитывали только 30 тысяч.

Но,как утверждает африканская и западная пресса, именно Нигерия начала спускать вопрос о нападении на Нигер на тормозах. Почему? Факторов немало, но остановимся на одном важном для современной Африки вопросе, который мы нередко игнорируем, и рассмотрим его на примере именно Нигерии.

Её население состоит из представителей более 250 этнических групп, каждая из которых сохраняет свои традиции, язык и культуру. Однако большинство (около 70% населения) составляют представители трех народов — хауса, йоруба и игбо. Причем эти представители делятся на христиан, мусульман и тех, кто продолжает придерживаться традиционных верований. Такой пестрый состав населения не может не влиять на политический курс страны: от него зависит как внутренняя, так, как это было в случае реакции на переворот в соседнем Нигере, и внешняя политика.

Но сначала — внутриполитические вопросы. Выборы президента в начале этого года проходили на фоне заметной поляризации по этническому и религиозному принципам: одни призывали не голосовать за кандидатов йоруба, другие — за игбо, третьи — за хауса. Причем последние делились еще на тех, кто не хотел видеть у власти мусульман, и тех, кого не устраивали христиане. Подобные разногласия, к слову, могут в перспективе привести к расколу страны на две части — северную (мусульманскую) и южную (христианскую). На данный момент президентом Нигерии является представитель народа йоруба Бола Ахмед Тинубу.

Бола Ахмед Адекунле Тинубу

Исторически сложилось так, что одной из самых больших проблем нигерийской политики были трайбализм и непотизм, которые глубоко «въелись» в политический курс страны. Трайбализм в Нигерии выражается в неприязни одного племени к другому, которое, по их мнению, стоит социально «ниже». Поэтому такие люди не поощряют межплеменные браки, совместную работу, дружбу и так далее. Исходя из этого, отметим: Нигерия — это не про деление на регионы, это деление на племенные секторы.

В Нигерии трайбализм является плацдармом для этнических конфликтов. Потому что он политизирован: историческая вражда племен периодически перерастает в полномасштабную кровавую бойню, которую разжигают политические лидеры, устанавливая тотальный контроль над страной. Пробившись к власти, приверженцы того или иного племени назначают своих, зачастую неквалифицированных соплеменников на высокопоставленные должности, что влечет за собой не только проигрышную политику (как внутреннюю, так и внешнюю), но и еще сильнее разжигает межплеменную борьбу.

Помимо этого, СМИ также имеют племенной окрас, ведь многие из них служат оружием мягкой силы и службой дезинформации: они распространяют сплетни о том, что одна политическая партия была ориентирована на определенное племя (группу), в то время как другая фракция принадлежала к другой политической партии. То есть СМИ находятся «на передовой» этой этической проблемы. Политические элиты знают: разыгрывая племенную карту, они могут решить важнейшие вопросы в свою пользу.

Соцопросы показывают, что многие люди в Нигерии подверглись дискриминации из-за принадлежности к тому или иному племени. Или, например, большинство полицейских — это выходцы из того племени, к которому принадлежит президент страны. Все сделано для того, чтобы в случае волнений на «племенной почве» у национального лидера была защита.

Полиция Нигерии

Разумеется, Нигерия — не единственная страна с подобным этническим разнообразием. Важную роль в политической жизни принадлежность к тому или иному народу сыграла в Руанде и Бурунди (противостояние хуту и тутси). Хуту и тутси буквально натравили друг на друга политические лидеры, чтобы сохранить свою власть. И это привело к многочисленным человеческим жертвам.

Принадлежность к племени играет слишком весомую роль на выборах. Так, например, на последних выборах в Нигерии было множество случаев запугивания избирателей по этническому признаку. Кроме того, представитель игбо, третьего по численности народа Нигерии, так ни разу и не возглавил страну после перехода на демократический путь развития в 1999 году, что еще больше усиливает недовольство. И это при условии, что в Нигерии существует неформальная договоренность о ротации президентства между мусульманским севером и христианским югом.

Масла в огонь подлили и местные купленные СМИ, которые очернили репутацию Питера Оби, кандидата от Лейбористской партии (христианин, игбо), который набрал в первом туре больше голосов, чем Тинубу. Оби был обвинен в уничтожении мусульманских общин в его бытность на посту губернатора. Это лишь один пример, а подобных случаев — сотни.

Питер Оби. Фото: Sam-Eze Chidera / Al Jazeera

А теперь вернемся к отношениям Нигерии и Нигера. Обе страны связаны долгой историей сотрудничества. Но июльский переворот в Нигере все нарушил. Хотя Нигерии и Нигеру необходимо сохранять тесные связи.

Во-первых, две эти станы объединяет широкое использование языка хауса, а также религия — ислам. В совокупности это укрепляет связи между Нигером и теми, кто живет на севере Нигерии. Во-вторых, эти страны вместе борются с транснациональными угрозами. Для Нигерии Нигер является ключевым союзником в борьбе с Боко Харам (запрещенная в России террористическая организация) и прочими террористическими группировками. Возникновение недоверия между двумя странами поставит под угрозу совместную работу в бассейне озера Чад, что чревато активизацией террористической деятельности, но и значительно ухудшит экономическое состояние обеих стран.

Важно, что это понимают и жители Нигерии. Так, все громче слышны голоса против использования вооруженных сил ЭКОВАС. Совсем недавно в одном из крупнейших городов Нигерии, Кано, нигерийцы вышли на улицы с лозунгами:


«Нигерцы — наши братья, нигерцы — тоже наша семья. Нигер наш, мы не хотим войны, война против Нигера — это несправедливость и заговор западных сил».


В частности, такие выступления были организованы представителями йоруба, которые с трепетом относятся к своим собратьям, проживающим в Нигере. Разумеется, это не могло оставить равнодушным президента Нигерии Тинубу, поскольку он также принадлежит к этому народу. Поэтому он резко изменил свое мнение относительно решения кризиса в Нигере и публично пожаловался на то, что его принудили решать вопрос силой, в то время как он хотел предложить план девятимесячного переходного правительства по примеру перехода к демократии в Нигерии в 1999 году.

Солидарность нигерийских и нигерских йоруба, или же межплеменная борьба между теми же йоруба, хауса и игбо внутри Нигерии — это вопрос, касающийся только одной страны континента. Последствия этого могут быть разные. Если власти Абуджи все-таки найдут способ консолидации различных племен под национальным началом, а не племенным (сначала нигериец, и уже потом хауса/йоруба/игбо), руководствуясь интересами страны, то все будет хорошо.

А вот если нынешнюю ситуацию не удастся исправить, страну в лучшем случае ждет все обостряющееся противостояние племен, то есть долговременная смута. В худшем случае это может закончиться ее распадом по религиозному (ислам, христианство) или племенному признаку. Сигнал уже есть — народ игбо все резче заявляет о необходимости своего отделения и создания собственного государства. Так что Абудже есть, над чем задуматься...