«Тайфун» тормозит «Бурю»

Англия и Германия никак не договорятся о судьбе Eurofighter Typhoon (Еврофайтера). В итоге могут подвиснуть несколько оружейных программ

foto

Истребитель Eurofighter Typhoon

Риши Сунак уже и Шольцу звонил, и посылал в Берлин целого Тима Барроу, советника по национальной безопасности. Пока никак. Германия наложила вето на продажу истребителей «Тайфун» Саудовской Аравии. А для англичан это — серьезная потеря.

Еврофайтер «Тайфун» был заложен в середине 80-х консорциумом крупных европейских оружейников из Италии, Испании, Германии и Британии. Плюс Airbus. Во всей цепочке задействовано более 100 тысяч человек, причем чуть ли не половина, 40 тысяч, — в Британии, где BAE Systems привлекает 5 тысяч человек непосредственно для производства самолета на своих заводах.

Когда истребитель вышел в свет в 2003 году, оказалось, что его летные качества достаточно скромные в сравнении с конкурентами. Было заказано 600 самолетов — собственно, четырьмя странами, входящими в консорциум, и четырьмя со стороны: Австрией, Кувейтом, Саудовской Аравией и Оманом.

Причем четыре года спустя разгорелся скандал: Airbus заподозрили в даче взятки австрийцам за размещение заказа для своих ВВС, но доказать ничего не удалось. Потом Австрия вообще решила отказаться от Еврофайтеров.

Со временем, в середине 2010-х, выяснилось, что поскольку «Тайфун» задумывался скорее как истребитель, получилось, что его качества бомбардировщика не устраивают Главные штабы европейских армий. К тому времени они уже делали ставку на многоцелевые самолеты. В 2017 году ВАЕ резко затормозила производство самолета и уволила 1 400 человек.

Таким образом, для Великобритании это очень чувствительная тема. Производство «Тайфунов» — часть долгосрочной британско-саудовской программы стоимостью в 65 млрд фунтов стерлингов. BAE Systems в свое время обрадовалась, что программа Еврофайтер вроде спасена и Саудовская Аравия будет закупать самолетов столько, насколько им хватит неба.

И саудиты 10 лет назад закупили 72 аппарата и подписали с Великобританией меморандум о производстве еще 48 истребителей. Но тут оказалось, что беда пришла от своих же.

А произошло следующее. Канцлер Шольц в июле объявил, что Германия воспользуется своим правом вето в консорциуме и наложит вето на продажу оставшихся 48 истребителей. Мотивировал он это тем, что «Тайфуны» использовались Саудовской Аравией и коалиционными силами во время гражданской войны в Йемене, в которой погибли 10 тысяч человек.

На кону оказались 5 тысяч рабочих двух заводов ВАЕ и около 15 тысяч контрагентов, так или иначе работавших на программу. Ежегодно только строительство «Тайфунов» приносило британской казне 1,4 миллиарда фунтов. Ясно, что как только запахло чем-то нехорошим, в дело включился главный лоббист Англии, премьер Сунак.

В принципе, в изначальном контракте существует оговорка, согласно которой участник консорциума может перенести производство своей части компонентов в другую страну, но даже британские адвокаты вряд ли будут за нее цепляться, поскольку судиться придется годами, и это совсем не улучшит англо-германские отношения. Немецкие эксперты согласны, что это — довольно слабая сторона процесса.

Остается дипломатия. Шольц дал понять, что чаяния партнера очевидны, но он тоже не может в этой ситуации пойти против своей коалиции, а там мнения разделились. Решение, видимо, вызрело уже давно, поскольку еще в прошлом году канцлер подписал документ, разрешающий поставку Саудовской Аравии запасных частей к Еврофайтеру. Похоже, это было пробным камнем — канцлер хотел проверить реакцию правительства: что будет, если вдруг встанет вопрос о запрете поставки самих джетов.


«В прошлом году мы приветствовали решение Германии о продлении на три года лицензий на продажу запасных частей Саудовской Аравии, — говорится в коммюнике правительства Великобритании. — Соединенное Королевство (в нынешней ситуации) остается приверженным стратегическим отношениям в области обороны между нами и Саудовской Аравией»


Решение немецкого руководства вызвало цепную реакцию по всей Европе. Первым встал вопрос о будущем совместного проекта Британии, Японии и Италии о создании и развитии Стелс-истребителя нового поколения «Буря». Запуск намечен на 2035 год, но теперь беда в том, что англичане хотели привлечь к финансированию проекта... Саудовскую Аравию.

Встал совместный проект Франции, Германии и Испании по производству даже не истребителя, а, как они его называют, «Авиационной истребительной боевой системы». Говорят, она должна была стать конкурентом «Бури» в будущем десятилетии.

Не лучше обстоят дела у франко-немецкого проекта по созданию наземной боевой машины, которая в будущем должна заменить немецкие танки Леопард-2 и французские Леклер. Сейчас проект еле дышит, конечно, но дело идет к его замораживанию.


«Британию такое поведение немецких партнеров серьезно разочаровывает, — сказал на условиях анонимности английский эксперт газете Times. — Мы потратили много денег и времени на разработку проектов, подобных „Тайфуну“, и теперь, конечно, хотелось бы понять, окупим ли мы его вообще».


Действительно, такие дорогостоящие проекты, (не обязательно оружейные), разработка которых занимает не только миллиарды, но и годы, становятся зависимыми от воли коалиции и даже одного из партнеров, который не может пойти против течения, потому что это может кончиться для него политическим кризисом, а может — и потерей власти.

В Германии тоже осознали сложность проблемы. Пока с их стороны готовится проект закона, который мог бы устроить все стороны. При принятии решений об экспорте оружейных систем типа «Тайфун», которые создаются в международном консорциуме, следует прибегать к голосованию. При этом «вес» голоса каждого из партнеров должен быть пропорционален его доли в добавленной стоимости проекта. То есть если бы такой закон существовал уже сейчас, не было бы у Сунака проблем.