«Гармонизировать десять тысяч соседних стран»

Информационное бюро Государственного совета Китайской Народной Республики опубликовало доклад под названием: «Глобальное сообщество общего будущего: предложения и действия Китая»

foto

Фото: NBC

В мире он не вызвал фурора, на Западе он был воспринят как очередной пропагандистский ход Пекина. А между тем, этот документ подводит итог реализации целого ряда глобальных идей Китая в сфере международной политики, безопасности и развития человечества.

Начнем с того, что Китай на данном этапе — единственная крупная держава в мире, которая предлагает целостную идейную и практическую концепцию развития человечества, альтернативную западному видению построения взаимоотношений государств и народов, основанных «на правилах».

В основе ее лежат следующие принципы. Отказ от политики с позиций силы и навязывания своей воли государствам и народам. Китайское понятие «игры с нулевой суммой» означает бесперспективность взаимодействия без учета интересов всех и каждого, необходимость достижения консенсуса. Построить глобальное сообщество общего будущего — значит стремиться к открытости, инклюзивности, взаимной выгоде, равенству и справедливости, говорится в «Белой книге».

Цель не в том, чтобы заменить одну систему или цивилизацию другой. Вместо этого речь идет о странах с различными социальными системами, идеологиями, историей, общими правами и общей ответственностью в глобальных делах.

Как написано в преамбуле доклада, в нем отражен «вклад Китая в глобальные усилия по защите нашего общего дома (то есть планеты Земля) и созданию лучшего будущего и процветания для всех... Видение глобального сообщества общего будущего учитывает благополучие всего человечества. Оно основано как на наблюдении за настоящим, так и на дальновидном планировании будущего. В нем излагаются цели, намечается путь и предлагаются планы действий по их достижению. Оно касается будущего человечества и судьбы каждого человека».

Несколько по-китайски витиевато. Но смысл сводится к учету в том числе интересов всех людей, независимо от страны, национальности, вероисповедания и каждого человека в отдельности. Это прямо противоположно воинственному навязыванию так называемых демократических ценностей и презрению интересов и суверенитета стран и народов во имя этих «ценностей». Китай исповедует и предлагает миру совершенно иной путь развития и говорит о том, что ни при каких условиях не будет уподобляться Западу и учить жить народы и страны. Наоборот, он предлагает пользоваться выгодой от развития самого Китая и готов делиться своими преимуществами, не требуя уподобляться ему самому.

Этот доклад выпущен к десятилетию выдвижения председателем КНР Си Цзиньпином идеи создания сообщества человечества общей судьбы. Именно эта идея является ключевой в общей китайской концепции построения нового мирового порядка и международных отношений, основанных на всеобщем консенсусе. Суть концепции «сообщества с единой судьбой человечества» — создание мира, в котором есть всеобщая безопасность, совместное процветание, открытость и толерантность, чистота и красота«. В мире глобализации все народы и страны взаимосвязаны. Любое противоречие, конфликт влечет за собой цепь необратимых для человечества последствий. И всего этого надо избегать.

Китай исходит из того, что все люди на планете — одна большая семья, их интересы переплетены, а будущее взаимосвязано. Такое видение прямо противоположно блоковой политике, понятиям «сила делает правым», «универсальным ценностями» и ведет к осознанию необходимости установления более справедливого международного порядка.

Китай рассматривает Землю не как арену для борьбы между странами, а как площадку для человеческого сосуществования. Несмотря на свои различия и особенности, страны могут развиваться вместе в гармонии и единстве, и именно такое разнообразие придает силу глобальному развитию... Ни одна страна не должна открывать ящик Пандоры, умышленно провоцируя беспорядки и вооруженные конфликты или подрывая верховенство права. Страны должны уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга, уважать коренные интересы и главные озабоченности друг друга, а также уважать путь развития и социальную систему, выбранные другими народами. Эти идеи еще раз подчеркиваются в докладе.

Такое видение мира и взгляд на международную политику созвучны традиционной китайской философии и культуре.

Взять хотя бы важнейшее для конфуцианства понятие «Хэ (和)», которое обозначает мир, гармонию и согласие. По словам Конфуция, «благородные люди находятся в согласии с другими людьми, имея разные взгляды». «Гармония при наличии различий» обозначает признание культурных различий и индивидуальностей, подтверждение характеристик и ценностей разных наций, регионов и национальных культур на основе взаимного понимания.


Другой тезис конфуцианства гласит: «Гармонизировать десять тысяч соседних стран». Следуя этому принципу, Китай издревле старался урегулировать отношения между народами мирным путем.


Древнекитайская философия придавала больше значения необходимости достижения гармонии человека и природы. Эта идея нашла свое воплощение не только в концепции «единой судьбы человечества» и необходимости бережно относиться к данному природой богатству, но и реализована в экологической политике КНР. Как известно, Китай быстрее всех стран мира переходит на возобновляемые источники энергии. Также Китай опережает все страны мира по масштабам высадки новых лесов, чем вносит большой вклад в борьбу с изменением климата.

Все эти идеи могут показаться (особенно западному обывателю) несколько идеалистичными и не практичными. Тем не менее, идея единой судьбы человечества внесена в Конституцию КНР, устав КПК и является основополагающей во внешней политике КНР, которую проводит ЦК КПК и МИД Китая. Реализация концепции осуществляется по разным направлениям — в политике, экономике, культуре и экологии. Во всех этих сферах работают соответствующие глобальные программы развития, в которые Китай вкладывает немалые средства. Глобальный проект «Один пояс, один путь» — это как раз практическое воплощение идеи сообщества единой судьбы человечества и реальный вклад в ее реализацию. И чтобы там ни говорили по этому поводу на Западе, благодаря ему по всему миру в инфраструктурные и иные, в том числе гуманитарные, проекты вложены триллионы долларов США. Это реальный вклад Китая в общемировое развитие.

На практике в международной политике это означает, например, что Китай выступил резко против эскалации палестино-израильского конфликта и призвал стороны остановиться.

Министр иностранных дел КНР Ван И заявил, что главным приоритетом является обеспечение безопасности мирного населения и открытие коридоров для поставок помощи во избежание серьезного гуманитарного кризиса в секторе Газа.

Ван И обратил внимание на то, что палестинский вопрос является ядром ближневосточного урегулирования. По его словам, суть проблемы заключается в том, что справедливость по отношению к палестинскому народу так и не была восстановлена. Этот конфликт в очередной раз трагическим образом доказал, что путь к разрешению палестинского вопроса заключается в скорейшем возобновлении подлинных мирных переговоров и реализации законных прав палестинской нации, добавил он. Ван И призвал к проведению в ближайшее время максимально авторитетной и влиятельной международной мирной конференции, чтобы подтолкнуть международное сообщество к выработке более широкого консенсуса на основе принципа «два государства для двух народов», а также сформулировать график и дорожную карту для его реализации. Здесь как раз и воплощается принцип учета интересов всех сторон.