А сколько у Папы Римского дивизий?

В Ватикане проходит Синод, который может привести католическую церковь к революционным изменениям. Или к расколу

foto

Фото: The New York Times

Этот Собор епископов Папа Римский начал готовить еще в 2021 году, настолько важные вопросы он собирался вынести на обсуждение. Ну вот, хотя бы: управление церковью, статус священника, место женщин в римско-католической церкви, отношение к ЛГБТ-сообществу (кстати, в Ватикане впервые произнесли это скоромное название) и к разведённым и снова женившимся. Раньше это не обсуждали никогда, то есть веками.

Франциск настаивал на «синодальности», то есть на коллективном обсуждении (но не принятии решений) всех этих вопросов, причем как можно в более широком масштабе. Чего стоит опрос католиков (а их больше миллиарда): на какие темы должен обратить внимание Синод? Это тоже впервые. И конечно, результаты опроса получились с региональным уклоном.

К примеру, многие не чувствуют, что церковь их действительно принимает. Есть расовая дискриминация, любые формы классовой, кастовой или племенной сегрегации и прочие косые взгляды на ЛГБТ или трансвеститов. Беженцы, дети улицы, бездомные оказываются за дверьми католических храмов.

По итогам опроса оказалось, что многие региональные Конференции епископов хотели бы снова вернуться к вопросу о дьяконстве женщин.


«В процессе подготовки к Синоду вопрос о назначении женщин на ответственные посты стал одним из ключевых элементов нашего понимания того, какой должна быть миссия Церкви. Необходимо подходить к этому вопросу более коллегиально и прекратить рассматривать женщин как некую однородную группу, и обсуждать этот вопрос абстрактно, и скатываться в идеологические рассуждения» — говорится в рабочем документе Синода.


Прогресс уже в том, что из 365 участников Собора — 54 женщины и 96 не-епископов, а может, и вообще некрещёных. Ясно, что это нравится далеко не всем.


«Это практически противоречит устоям, поскольку Синод у католиков — это собрание епископов, — говорит главный редактор французского журнала „Христианское свидетельство“ Кристи Педотти. — Это просто ломает сложившийся порядок, поскольку заседание в Синоде всегда было абсолютной привилегией холостых мужчин-священников».


Накануне открытия Синода пять кардиналов, в их числе известный американский священник Реймонд Лео Берк, адресовали Папе послание с «дубией», то есть «сомнением», что в Ватикане означает официальное несогласие. Там было пять вопросов, на которые кардиналы потребовали конкретные ответы: о Божественном откровении (это долгий богословский вопрос), о синодальности, благословении однополых пар, назначении женщин и причастии.

Реймонд Лео Берк (слева). Фото: Catholic Herald

Папа ответил, но ответ не устроил кардиналов. Они повторно попросили его ответить исключительно «да» или «нет», на что Понтифик дал понять, что ждет скорее духовного обсуждения и пасторского общения, а не политических дебатов, в которых можно и потонуть.


«Духовного обсуждения может оказаться не достаточно для того чтобы избежать „войны кланов“, — считает французский теолог Изабель Морель, — Многие кардиналы высказывают не только страх перед дебатами на Синоде, но и опасаются, что будет сломана вся доктрина. Это может стать переходом к немецкому синодальному устройству».


Немецкий «Синодальный путь» возник в 2019 году. Ассамблея из 230 человек, причем и верующих, и светских специалистов было поровну, создали структуру, которая помогает им размышлять над вопросами, которые предъявляются церкви: тут и педофилия среди священников, и благословение разведенных или однополых, целибат священников, доступ женщин к дьяконству и все по списку нынешнего Синода. И даже эти размышления вылились в рабочие документы.

Однако Святой Престол тогда отреагировал на инициативу очень холодно, немецких коллег выслушали и приняли к сведению. «У нас же есть прекрасная немецкая протестантская церковь. Зачем нам еще одна?» — говорил Папа. Но сейчас идеи немецкого «Синодального пути» могут пустить корни на Синоде.

Французская католическая газета «Крест» считает даже, что дело может дойти до схизмы, то есть до раскола. Например, немецкая рабочая группа на Синоде от греха не создана, а швейцарских, немецких и австрийских епископов разбросали на всякий случай по разным группам. Но тут же Папа ввел в Синод немецкого кардинала Герхарда Людвига Мюллера, одного из «оппозиционеров».


«У епископов есть церковная культура. Со светскими это не сработает, — говорит один из наблюдателей при Святом Престоле. — Им не нужны прекрасные общие слова, они потребуют установления конкретных процедур и порядков, которые, по их мнению, принесут эффект. И потом, мы уже засунули палец в шестерни, и следующий Синод уже не сможет повернуть обратно».


Идея привлечения всех слоев общества к «синодальности» уже несколько лет не дает покоя Папе. Но она, судя по всему, имеет пределы. И сейчас ему приходится лавировать между немецкими идеями с одной стороны и оппозицией кардиналов, в основном американских, с другой. В любом случае этот Собор вполне может и даже должен встряхнуть самую старую из существующих в мире государственных структур.

В 1936 году один выпускник семинарии, встречаясь с министром иностранных дел Франции, услышал от Пьера Лаваля такую просьбу: «Господин Сталин, а вы не смогли бы активнее работать с советскими католиками? Это очень помогло бы мне в общении с Папой Римским». «А сколько у Папы дивизий?» — был ответ.

Сейчас собрали все.