Как это до сих пор работает?

От Брекзита стонут уже все. От промышленников до Элтона Джона

foto

Фото: Andy Rain / EPA / Shutterstock

Вот и министр финансов Германии заявляет в интервью ВВС:


«У нас настойчивое и постоянно действующее приглашение Соединенному Королевству: если вы хотите интенсифицировать торговые отношения с ЕС, позвоните нам. Мы уважаем ценности и народ Великобритании, и по достоинству оценим, если мы сможем восстановить наши обмены».


В пояснении министр призвал вообще пересмотреть договор и добавил, что возникшие после Брекзита препоны отравляют жизнь европейских корпораций «буквально каждый день». И все потому, что стоимость исполнения любого контракта выросла, а при такой интенсивности обменов платить надо как раз каждый день. Доля Германии в британской внешней торговле — 8%, это второй по величине торговый партнер Альбиона.

При этом немцы еще в апреле спрогнозировали рост своего ВВП на год в 0,4%, что для обычно могучей Германии просто смешно. Промышленность только начинает подниматься после удара, банковские ставки — где-то там, в облаках, а теперь еще надо платить таможне по увеличенным тарифам и ломать голову с новой британской сертификацией товаров.

Причем немцы просто возглавили процесс — все крупные европейские промышленники с ними согласны. Обратная же сторона медали такова: давление оказывается и на структуры ЕС, который тоже передвинул таможенные рычаги в отношении Британии в крайнее положение.

Министр лоббирует в первую очередь автомобильную промышленность, особенно производителей электромобилей, и просит Евросоюз заморозить на три года новые экспортные поборы, учитывая, что англичане со своей стороны тоже подняли цену входного билета.


«Договор по Брекзиту не будет пересмотрен только лишь потому, что так хочется автопрому Великобритании и ЕС, которым не по карману тарифы на электромобили», — ответил на призывы Комиссар Евросоюза по внутреннему рынку Тьерри Бретон.


А ряд экспертов, вовлеченных в обсуждение этой темы, высказались в том смысле, что сейчас на Брекзит неча пенять. Надо было все эти годы развивать химпром и выпускать свои аккумуляторные батареи для электрокаров, чтобы максимально уменьшить их себестоимость. А получилось, что зевнули, а там уже китайцы. Покупайте у них втридорога.

Представитель правительства Великобритании высказался примерно в том же ключе, что и его европейский коллега:


«Соглашение о торговле и сотрудничестве (ЕС-Великобритания) — это крупнейший в мире договор о свободной торговле. Он охраняет интересы всех секторов нашей промышленности и открывает перед британским бизнесом новые горизонты».


Но бизнес рано или поздно эту глыбу расшатает любым способом. Пока же очередь из европейских фур в порту Дувра как стояла, так все и стоит. По идее, там хотели установить модерновые терминалы биометрического контроля паспортов, и проехать на остров можно будет так же просто, как войти в метро. Идея должна была быть реализована в 2022 году, сейчас в планах стоит осень 2024, но директор порта не особо верит в эти сроки, и там до сих пор ставят печать в путевые листы.

Грузовики стоят в очереди на дороге А20, ведущей в порт Дувра. Фото: Reuters

Для парковок выделили уже всю возможную территорию, снесли даже доки. Теперь решили «отвоевать землю у моря». Реально, началось строительство наносного полуострова на Ла-Манше, где будут ожидать очереди дальнобойщики из Европы. А впереди еще таможня и сертификация!

Палата лордов еще весной признала, что действительно, хорошо бы как-то ослабить гайки с обеих сторон, во всяком случае по 72 конкретным позициям. Например, взаимно признать профессиональные квалификации, скажем, в бухгалтерском секторе, облегчить получение виз родителям, чьи дети учатся в Британии, и помочь все же артистам ездить туда-сюда на гастроли.

Надо сказать, в обратном направлении эта головоломка тоже работает. Чтобы английскому «бэнду» попасть на гастроли в ЕС, надо для начала крепко подумать. Треть британских групп так и сделала и отказалась от поездок.

Для начала, любая группа, въезжающая в ЕС на гастроли из третьей страны, — а Великобритания теперь третья страна, — имеет право только на три концертных остановки, то есть в трех локациях. Потом надо возвращаться домой и все по новой. Ладно бы подхватил гитару, рюкзачок и поехал. А если ты Элтон Джон со своим прощальным пятилетним туром Farewell Yellow Brick Road, то с вами происходит следующее.

За каждый грузовик надо заплатить 1 500 фунтов, но это ладно. На каждый инструмент — каждую маракасу, гуцульскую цимбалу или тарелку от барабана — надо составить въездную декларацию с инвентарным номером. Это профессиональное оборудование и его надо обязательно потом вывезти из ЕС по той же декларации.

Обычно на концертах большие деньги делаются за счет всякого рода «мерча». Отныне это теряет смысл, поскольку майки должны быть Made in EU, или плати за импорт. А если их и пошить в ЕС, то не дай бог не распродать, поскольку на границе, на выезде из ЕС, ты заплатишь уже экспортную пошлину.

В итоге продюсер тура пришел к Элтону Джону с предложением прервать турне по Европе, но решили все же дойти до конца, тем более что оно принесло в итоге миллиард. Но как быть другим исполнителям? Они 80% своих денег делают на гастролях и на продажах билетов и «мерча».


«Музыку надо возить по городам, — говорит большой покровитель молодежи Элтон Джон в интервью Culture. — Ты должен видеть, как реагируют в Италии, во Франции и уже понимаешь, что писать дальше».


Британская музыка — это серьезная промышленность, которая генерирует 200 тысяч рабочих мест, а ее годовой оборот — 6 млрд фунтов, причем подавляющая часть этой суммы приходится на гастрольную составляющую. Достаточно сказать, что 85% всего рынка гастрольных грузовиков контролируют англичане. Если остановить их — никаких Эдов Ширанов никто в Европе не увидит.

Хотя электрокары тоже важно.

Конечно, когда писалось Соглашение о торговле и сотрудничестве, предполагалось, что все гладко не будет, всего предусмотреть нельзя, но со временем все как-то утрясется. Один из авторов Соглашения, заместитель председателя Еврокомиссии Марош Шевчович считает, что в ближайшее время договор о Брекзите «никто не собирается спускать в шреддер», но допускает, что дверь остается все же открытой.

ЕС больше рассчитывает на то, что в эту дверь, скорее войдет лидер лейбористов Кир Стармер, если он победит на всеобщих выборах в следующем году. Их никак нельзя назвать про-европейцами, но если эту тонкую материю взвесить на амбарных весах, то среди лейбористов, во всяком случае пока, больше разочаровавшихся в Брекзите, чем среди консерваторов.