Политика санкций неприемлема для всех государств, поэтому страны ЕС уже давно ищут возможности обойти их, в том числе при реализации вооружений и продукции двойного назначения.
После возвращения Крыма в родную гавань Совет ЕС 31 июля 2014 года ввел эмбарго на поставки России оружия и техники двойного назначения. Основное положение этого документа №2014/512/CFSP гласит: «Прямая или косвенная продажа, поставка, передача или экспорт оружия и связанных с ним материалов всех видов, включая оружие и боеприпасы, военную технику и оборудование, военизированное оборудование и запасные части, в Россию гражданами государств-членов или с территорий государств-членов… запрещается независимо от того, происходят они с их территории или нет».
Так вот: в период с 2015 по 2020 год по крайней мере десять государств-членов ЕС (Франция, Германия, Италия, Австрия, Болгария, Чехия, Хорватия, Финляндия, Словакия и Испания) экспортировали в Россию запрещённую продукцию, в том числе оружие, на общую сумму 346 млн евро. Так утверждают авторы журналистских расследований, которые параллельно провели британское издание The Telegraph и международная группа Investigate Europe. Крайне неприятное для коллективного Запада признание, которое свидетельствует о том, что бизнес хоть и берет под козырёк, но вторую руку держит как фигу в кармане. Санкции против России фактически оборачиваются санкциями против собственных национальных компаний, международным диктатом на рынке, который полностью разрушает деловую этику, подрывает экономику.
Для России упомянутые поставки в целом не являются судьбоносными. Для западного бизнеса – более, чем существенными.
Как считают авторы расследования, в общей сложности правительства названных выше европейских стран выдали более тысячи лицензий на экспорт оружия и продукции двойного назначения, и только около сотни были отклонены. В большинстве случаев использовали лазейку, которая позволяла выполнять «контракты, заключенные до 1 августа 2014 года, или вспомогательные контракты, необходимые для исполнения таких контрактов».
Лидирует Франция. На её долю приходится 44% поставок на общую сумму в 152 млн евро. Париж давал, начиная с 2015 года, разрешения на экспорт военной техники, относящейся к категориям «бомбы, ракеты, торпеды, взрывные устройства» и «оборудование, самолеты с их компонентами». Основными поставщиками были не частные, а, что любопытно, полугосударственные компании Thales и Safran.
Как утверждает французское издание Disclose, на экспорт пошли тепловизоры и инфракрасные камеры, необходимые для дальнего дневного и ночного обнаружения целей и управления огнем. Они якобы были установлены на более чем 1000 прошедших модернизацию российских танков. Поставки включали в себя также «навигационные системы и инфракрасные детекторы для истребителей и боевых вертолетов». Похоже, французы были счастливы, что эти приборы не были импортозамещены Россией или приобретены ею у Китая.
В мае 2016 года Генеральный секретариат по вопросам национальной обороны и безопасности Франции одобрил восемь заявок на гарантийный ремонт и замену вышедшего из строя оборудования, контракты на которое были заключены до 2014 года, а также четыре заявки на продолжение поставок по заключенным до эмбарго контрактам.
Расположившаяся на втором месте Германия, используя всё ту же юридическую лазейку, поставила России в обход европейских санкций продукции на 121 млн евро. На самом деле речь идет о спасательных судах и топливе для полета на Марс.
Основной объем приходится на 2015 год. Тогда ФРГ продала РФ два спасательных ледокола за 119 млн евро по контракту, который был заключен ещё в 2012 году. Это ледоколы «Берингов пролив» и «Мурман», предназначенные для спасательных операций, буксировки, поисковых работ и защиты окружающей среды при аварийных разливах нефти. Тут авторы расследования явно сгущают краски: приобретённые ледоколы и топливо де-факто предназначены для гражданского применения.
Оба судна имеют класс Icebreaker 6, то есть могут выполнять работы в морях при толщине льда до полутора метров. Они оснащены оборудованием для исследовательских работ на глубине до одного километра. «Берингов пролив» приписан к Сахалину, а «Мурман» – легко догадаться, что к Мурманску. При чем здесь оружие? Но по немецкой классификации оба проходят по военной категории A0009 – военно-морские суда.
В 2017 году Германия продала России ракетное топливо за 2,5 млн евро. Речь идет о гидразине - топливе для двигателей ракет и космических аппаратов. В 2014 году его поставки нашей стране были разрешены только для реализации совместных с Европейским космическим агентством программ или для запусков европейских космических аппаратов. Именно для такой совместной миссии на Марс – ExoMars – в санкциях и было сделано исключение.
В 2018 году берлинский кабинет (ещё при канцлере Ангеле Меркель) выдал лицензию на поставки в Россию «вездеходов с защитой» за 204 тыс. евро.
Буквально до начала российской спецоперации ФРГ продолжала активно поставлять в Россию так называемые товары двойного назначения. В 2020 году их было экспортировано на сумму 366 млн евро. Отгружались, среди прочего, различная высокотехнологичная электроника, датчики и лазеры. Немецкая газета Welt am Sonntag полагает, что электроника из Германии использовалась при производстве российских военных беспилотников. Но это голословные предположения с претензией на сенсацию, потому что вся перечисленная электроника широко востребована в гражданской сфере и немецкий бизнес, которым командуют НАТО и Вашингтон, вряд ли считает, что милитаристский угар Запада компенсирует материальные потери от неисполненных контрактов.
Реальный вклад Рима в увеличение мобильных возможностей российской армии «тянет» на 22 млн евро. Армейские многоцелевые бронированные автомобили «Рысь» собирали на одном из трех заводов Iveco в России, причем из итальянских комплектующих. Эти машины действительно активно используются нашими военными.
Между прочим, сделку Iveco санкционировало левое правительство Маттео Ренци. Документ подписал также представитель МИД Италии, которое в это время возглавлял Паоло Джентилони. Сейчас он, на минуточку, еврокомиссар по экономике. И его совесть наверняка чиста, поскольку этот контракт готовы были выполнить автопромы 3-5 других государств.
Вклад других стран не столь существенен. Чехия экспортировала беспилотники и авиационную технику. Австрия - винтовки, автоматическое оружие с боеприпасами. Болгария — комплектующие для военно-морской техники. Финляндия, Испания, Словакия и Хорватия также отправляли в Россию небольшие партии оружие.
Примечательно, что, по данным «Стокгольмского международного института исследований проблем мира» (SIPRI), Россия числится вторым после Китая крупнейшим покупателем оружия… у Украины. Этому есть практическое объяснение. Речь в данном случае идет о приобретении у украинского концерна «Антонов» лицензий на 15 транспортных самолетов Ан-148, которые были произведены на Воронежском авиастроительном заводе. Несколько единиц были закуплены для нужд Минобороны РФ.
8 апреля Европейская комиссия вместе с пятым пакетом санкций, который в Брюсселе назвали «самым драконовским», закрыла юридическую лазейку, позволявшую поставлять России вооружение и продукцию двойного назначения, несмотря на введенное в 2014 году эмбарго.
Новые рестрикции предполагают самые что ни на есть суровые ограничения вплоть до полной отмены ранее согласованных контрактов на продажу оружия России. Однако, как видно, мировой рынок торговли вооружением живет по своим правилам. Для европейских оружейников не стали преградой ни эмбарго, ни четвертый пакет санкций. Эти европейские компании борются за выживание, исполнением контрактов фактически голосуя против санкций, которые истощают мировую экономику. А для России такие поставки не являются принципиально незаменимыми, наша страна рассчитывает только на собственные силы и уникальные отечественные разработки.
Автор: Игорь Являнский
Фото: pskov.ru