Похороны французской дипломатии

МИД Франции объявляет забастовку.

Французы, как известно, горазды бастовать. Иногда даже диву даешься, как они вообще находят такие поводы для забастовок. Однажды инженеры одного международного телеканала, где пришлось потрудиться, бастовали из-за прибавки 5 евро в месяц. Эфира не было. Про «желтые жилеты» и говорить не приходится. Но теперь все сложнее.

foto

Еще во время предвыборной кампании Макрон заявил о грядущей реформе государственного управления. Прежде всего она коснется Министерства иностранных дел. Идея в том, что функционеры должны быть взаимозаменяемыми и свободно переходить из одного министерства в другое. Начало реформы назначено на январь следующего года. Дипломаты и раньше, еще после объявления о предстоящих новшествах, были против, а теперь решили объявить забастовку 2 июня. Участвовать в ней будут 500 человек, как в «главке», так и в посольствах по всему миру.

Реформа предполагает отказ от двух столпов МИДовской иерархии. Ликвидируются должности советников по международным делам и чрезвычайных полномочных министров. То есть, по сути дела, это весь аналитический блок. Она коснется 800 высокопоставленных сотрудников министерства и 1 800 дипломатов категории А. Бывший министр иностранных дел Жан Ив Лё Дриан был категорически против, наложил свою отрицательную резолюцию на проект, но президент его не послушал.

Как таковой специальной высшей школы, где бы готовили дипломатов, во Франции нет. Но получают такое образование, как правило либо в престижном Институте политических наук «Сьянс По», либо в Национальной школе администрации, которую уже переформатировали. Но одного диплома недостаточно. Надо еще пройти отборочный конкурс «Восток», который существует с наполеоновских времен и нужен, чтобы пропускать французскую элиту через очень уж мелкоячеистые сети, с тем чтобы на выходе оказывались только отборные специалисты. Crème de la crème. Сливки, так сказать. Сейчас 20 процентов работников МИДа Франции не имеют профессионального дипломатического образования, а 52 процента сотрудников-вообще внештатники.

МИДовцы выступили с решительной статьей в газете «Монд». Старую гвардию поддержали 150 молодых дипломатов, подписавшихся под петицией. Кстати, сама инициатива забастовки исходит именно от 400 молодых дипломатов, которые прошли очень суровый отбор и теперь все это просто никому не надо. «Наша дипломатия на грани исчезновения. Новая система подбора кадров лишит министерство ярких талантливых людей. Наша работа ведется за границей, а значит предполагает не только тонкое знание специфики и страноведения, но и призвания. Как разговаривать с Россией, Китаем или Египтом, если не обладать такими знаниями? Да даже с союзниками, Австралией и США, как показал недавний опыт, не всегда просто договориться».

Суть претензий еще и в том, что новая система начнет плодить кумовство. На должности послов и советников будут назначаться люди не по профессиональным качествам, а по принципу личной преданности. Вообще же, профессиональных дипломатов всегда было жалко. И не только во Франции. Работать всю жизнь в МИДе и так и не стать послом, потому что кому-то уготовлено теплое место, довольно обидно. А сколько послов не знают даже языка, а значит, не могут полноценно общаться, читать газеты, быть в курсе не только того, что по утрам приносят в папке помощники.

«За 15 дней эпидемии COVID-19, – продолжают авторы обращения, – усилиями наших сотрудников были эвакуированы из-за границы 150 тысяч французов. И это только благодаря знаниям, контактам и компетенции наших дипломатов. Получить разрешения на вылет, организовать транспортировку людей даже из джунглей можно только обладая знаниями местной специфики и налаженными личным связям». Все это, впрочем, описано еще в 1716 году родоначальником профессии, дипломатом Франсуа де Калльером в трактате «Как разговаривать с суверенами, о полезности выбора послов и посланников и как преуспеть в этом ремесле». Хотя сам термин «дипломат» приписывают Робеспьеру, а это случилось десятилетия спустя. Ну, да ладно.

Сенатор Дамьен Рэньар живет за границей уже 26 лет и имеет почетный титул «советник Франции за границей». «Мы продаем тут Францию по всем направлениям – культура, бизнес, образ жизни, мода. И сейчас этим процессом начнут управлять люди, которые считают, что все взаимозаменяемо. Это неправильно. Они даже не представляют себе, насколько нестабильна ситуация в разных странах – Мали, Конго, Израиль… Нужна техническая экспертиза профессионалов. Я не представляю, как можно заменить дипломатов на обычных государственных функционеров, которые раз в три года переходят из одного министерства в другое».

Сенатор решил срочно оставить свою деятельность за рубежом и вернуться в Париж еще до начала забастовки. В его планах – начать подготовку работы комиссий верхней и нижней палат парламента, хотя Национальное собрание будет избрано только в середине июня. Потом нужно будет получить еще согласие правительства на возможность таких переговоров. Практически все сенаторы Франции за границей поддерживают его позицию. А на вопрос: «Считаете ли вы, что правительство пойдет на пересмотр реформы?» ответ простой: «Каждый имеет право поумнеть».

Фото: AP/ТАСС