Молодая Европа давит на старую

Бороться против России странам приходится себе в убыток.

Евросоюз изначально создавался как Европейское объединение угля и стали. Его после войны основали Франция и Германия, чтобы совместно управлять рынками, жизненно необходимыми в те времена производствами, без которых промышленность поднять было невозможно. Со временем Евросоюз вырос в разы и обзавелся огромной бюрократической структурой. При этом вся машина, которая сидит в Брюсселе, Страсбурге и Люксембурге – это функционеры, которых никто никогда не выбирал. Просто так была построена их карьера. И вот ты – еврочиновник.

foto

Фото: breitbart.com

А по мере расширения ЕС туда вступали страны Восточной Европы с разным отношением к своему прошлому, с разными амбициями и с разным видением себя в Евросоюзе. Они в свое время даже получили негласное прозвище «Молодая Европа». Собственно, госсекретарь США Дональд Рамсфелд еще в 2003 году, во время подготовки вторжения в Ирак ввел в оборот термин «Старая Европа», столпами которой являются Франция и Германия. Это вызвало тогда серьезную полемику, а уж пресса, поймав госсекретаря на слове, заговорила о «Молодой Европе», имея в виду последнюю «десятку», присоединившуюся к ЕС во время пятого этапа расширения.

Прибалтика и Польша, например, только вступив в ЕС, прямо с порога решили противодействовать всем решениям Евросоюза, касающимся России. Не проходило ни одного саммита ЕС или заседания Европарламента да даже и ПАСЕ, где решались вопросы, касающиеся России, а отрицательная резолюция была практически гарантирована. А уж когда они вступили в НАТО и получили право влиять на решения военного союза, они вообще почувствовали себя главнокомандующими.

Взять даже недавнюю инициативу британского премьера создать новый союз, в который войдет кто? Украина и страны Балтии, а возглавит его Великобритания. Скорее всего, на практике эту идею вряд ли удастся реализовать. Хотя бы потому, что участникам альянса надо будет платить какие-никакие взносы. Ведь понадобится аппарат со всеми офисами, автомобилями, разъездами, европейскими зарплатами и пенсиями чиновников. Британия за все платить не будет, а у младоевропейцев и без того расходы на членство в НАТО и ЕС существенные. Но ход мыслей понятен. Джонсон задумал взять в союзники самых надежных, кому и в голову не придет оспаривать решения против России.

Прибалтийские страны в свое время создали добровольческие полувоенные группировки, которые со временем стали основой их национальной обороны. «Мы, конечно, рассчитываем на наших союзников, – говорит бывший министр обороны Эстонии Ханнес Хансо, – но и защищаться тоже надо, а для этого требуется располагать соответствующими ресурсами». Регулярная армия Эстонии насчитывает 5 000 человек, а «Лига обороны» – 30 000. «Нас называют «солдатами по выходным», – говорит бригадный генерал Мехлис Килли, командующий Лигой, – но все мы служим по убеждению».

Польша тоже создала добровольческие отряды милиции численностью в 35 000 штыков, хотя сами поляки говорят о 50 тысячах, ну ладно. Еще в 2017 году эти подразделения вошли в состав польской Армии территориальной защиты.

Все это произошло потому, что прибалты и поляки боятся быть в любое время принесенными в жертву политике Старой Европы или США, которые не захотят по какому-то поводу ссориться с Кремлем. Во время кризиса с беженцами на белорусско-польской границе не видно было американских или французских бронемашин.

Польша многое не может простить России. И Катынь, и советское управление из Москвы – и это только ХХ век! Любая администрация государства уже много лет делает все вопреки. Евросоюз устроен так, что любое решение принимается единогласно. Поэтому и поляки, и прибалты могут блокировать любые решения – они члены ЕС. Даже выгодной историей с транзитом российского газа через свою территорию они готовы пожертвовать, понести убытки, которые компенсирует им, как они надеются, Евросоюз. Но, к примеру, два главных польских порта, Гданьск и Гдыня, которые служили хабом для переправки товаров в Россию, еще с начала санкций потеряли 9 и 18 процентов своего дохода соответственно.

Другое дело Венгрия. Она тоже пережила советское администрирование. Через ее территорию проходит нефтепровод «Дружба», который был сооружен еще в 60-е годы. Но венгры подсчитали, что бойкот транзита российской нефти будет стоить казне конкретную сумму – 18 миллиардов долларов. Это для бюджета Венгрии много. Даже наказывать Россию из солидарности с ЕС – ну, дорого! Поэтому на последнем саммите Евросоюза венгры вовсю пытались блокировать шестой пакет санкций, подготовленный ЕС, пока не прояснят для себя будущего своей экономики.

Еще в конце марта венгерская правительственная газета «Мадьяр хирлап» рассуждала об этой ситуации так: «В зависимости от своей геополитической ситуации и наличия средств есть страны, которые хотят во что бы то ни стало форсировать санкции, а для других это – выстрел себе в ногу. Есть серьезные сомнения в эффективности таких санкций, которые, как показывает опыт, не приведут к перелому ситуации».

Прибалтийским странам столько газа и нефти не надо в силу того, что промышленных предприятий там крайне мало, а население, допустим, Эстонии, 1,33 миллиона, сравнимо с населением одного российского города или двух-трех спальных районов Москвы. Поэтому они быстро, еще 2 апреля, нашли выход, как обойтись без российских энергоносителей и не раздражать «Стариков». Латвия заявила, что может обойтись собственными силами. Имеется в виду их газохранилище, запасов в котором, по расчётам специалистов, хватит на одну зиму. Остается терминал в литовской Клайпеде, но на 100 процентов мощности он работать не способен.

Фото: breitbart.com