Похоже, у Баку проблемы…

О перспективах увеличения поставок азербайджанского газа в страны ЕС. 

foto

Что-то не ладится у Азербайджана с реализацией проекта удвоить к 2027 году поставки газа в Евросоюз с традиционных 10 до 20 миллиардов кубических метров в год. Хотя меморандум о намерениях по этому вопросу был подписан еще в июле прошлого года, переход к практической фазе, а для этого требуются не «намерения», а обязательства сторон, как-то пробуксовывает. Почему?

Думается, причин тут, как минимум, несколько: деньги, ресурсы, инфраструктура, политика (куда же без неё) и, конечно, время. Так что попытаемся разобраться...

Начнем, пожалуй, с ресурсов. То есть с тех объемов газа, которыми в настоящий момент располагает Азербайджан. Разведанные запасы республики оцениваются в 2,6 трлн кубометров. Почти половина из них (1,2 трлн кубометров) находится на месторождении «Шахдениз», разработку которого ведет английская корпорация «Бритиш Петролеум» (BP). В 500 млрд кубометров оценивается месторождение «Абшерон», работы на котором ведет французская «Тоталь» (Total Energies). Пока там добывается 1,5 млрд кубов, но французы говорят о возможности увеличить эту цифру до 5,5 млрд.

Есть еще примерно пять перспективных месторождений, из которых самым привлекательным является «Шафаг-Асиман» (оценивается примерно в 500 млрд кубометров). Но пока британцы только начали бурить там пробные скважины, чтобы понять возможность коммерческой целесообразности дальнейших работ.

На первый взгляд картина складывается весьма обнадеживающая. Тем более что Баку уже удалось увеличить свой экспорт в Европу с традиционных 10 млрд кубометров в год: в прошлом году было прокачено уже 11,4 млрд, а в этом ожидается 11,6 млрд. И, тем не менее, что-то Брюссель сдерживает... Тут вероятно действие нескольких факторов.

Во-первых, помимо ЕС Азербайджан традиционно экспортирует углеводороды, включая газ, в Турцию и Грузию. Во-вторых, в республике стабильно растет и его внутреннее потребление, что связано с индустриальным развитием и социальными программами руководства страны. В совокупности это снижает азербайджанские возможности по наращиванию объемов экспорта европейцам.

В этой связи эксперты американского аналитического центра Jamestown Foundation отмечают, что увеличение поставок сырья в ЕС в прошлом и текущем году стало возможным за счет своп-соглашений (SWAP agreements) с Туркменистаном и Ираном, а также за счет перепродажи российского газа. Причем, по прогнозам американцев, соглашения с Туркменистаном и Ираном уже продлеваются (или продлены) с учетом увеличения объемов их газа.

Что касается российского сырья, то американские эксперты не располагают точной информацией о его объемах, поступающих в Европу через Азербайджан, но считают, что они «весьма значительны». В этой связи они напоминают, что закупки российского сырья, особенно в сезоны пиковых нагрузок на его потребление, являются для республики «традиционным способом поддержания необходимого уровня экспорта в третьи страны».

Президент Азербайджана Ильхам Алиев и Председатель Европейского совета Шарль Мишель

А вот это по понятиям Брюсселя, который всячески стремится, с позволения сказать, слезть с российской газовой иглы, ни в какие ворота не лезет.

Одним из способов вывернуться из этой неприятной для Баку ситуации является достигнутая еще летом между Азербайджаном и Туркменистаном договоренность о строительства Транскаспийского газопровода, который теоретически помог бы серьезно нарастить объемы поставок газа в Европу.

Но тут опять незадача. Во-первых, Ашхабад связан долгосрочными обязательствами о поставках значительных объемов сырья в Китай, который инвестировал немалые средства в его добычу и строительство магистральных газопроводов. Во-вторых, еще до конца не отброшена идея строительства TAPI, магистрали, по которой туркменский газ шел бы через Афганистан в Пакистан и Индию. Кстати, участок от мест добычи до афганской границы в значительной степени построен. В-третьих, в Туркменистане набирает обороты процесс индустриализации и модернизации страны, запущенный президентом Сердаром Бердымухамедовым. А, следовательно, растет и внутреннее потребление газа.

И еще один вопрос, касающийся не только Транскаспийского газопровода. А где взять средства на его строительство, а заодно и на модернизацию Трансанаталийской газовой магистрали, идущей от Эрзерума до границы Турции со странами ЕС, основным владельцем и выгодополучателем которой является Азербайджан (ему принадлежит 58% акций, Турции — 30%, BP — 12%)? Как минимум, для серьезного увеличения объемов прокачки потребуется строительство дополнительных насосных станций. Очевидно, у Баку таких денег (речь идет о миллиардах долларов) нет. Значит, нужны инвесторы.

Вопрос инвестиций, причем долгосрочных, тормозит и процесс освоения потенциально перспективных месторождений. Мало того, что бурение скважин на шельфе — процесс весьма дорогостоящий (опять же счет идет на миллиарды), но ведь для эксплуатации новых участков потребуется еще и соответствующая инфраструктура. А это тоже означает дополнительные вложения.

Но общепринятая практика такова, что вкладываться в крупные проекты подобного рода, реализация которых занимает годы, без четких договорных гарантий ни один инвестор не будет. А гарантии эти должен дать потенциальный покупатель. В данном случае — ЕС. О нем и поговорим.

О своем желании приобрести газ с берегов Каспия или увеличить его импорт уже заявляют Венгрия, Румыния, Словакия, Албания, Сербия и Хорватия. При этом все они смотрят на Болгарию, которая, благодаря увеличению дополнительных поставок бакинского газа, смогла в разгар летнего сезона снизить тарифы для своих потребителей на 10,2%. Положительный опыт — налицо. Однако руководство ЕС это все как-то мало волнует. Почему?

Тут просматриваются два основных момента. Во-первых, зеленая повестка Брюсселя, согласно которой Европа должна отказаться от инвестиций в новые углеводородные месторождения, да и в целом постепенно отказаться от ископаемого топлива.

Вместо этого с упорством, достойным лучшего применения, руководство и основные ведущие страны ЕС продвигают проекты по развитию мощностей возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Во-вторых, сжиженный газ (СПГ), поступающий в первую очередь из США. Не будем распространяться на тему, чьи интересы продвигают брюссельские бюрократы, и на кого они реально работают. Это звучит из каждого утюга. Причем не только российского. Отметим только, что по данным Global Witness, на страны ЕС и Великобританию приходится 67% всего американского экспорта СПГ. Причем основными получателями сырья являются всего пять стран: Нидерланды, Великобритания, Франция, Испания и Германия — более половины общего экспорта СПГ из США.

Что же касается интересов стран юго-восточной Европы, то, похоже, их и дальше будут кормить обещаниями начать финансировать проекты в рамках программ зеленой энергетики. Тем более, что в случае положительного решения вопроса о закупках азербайджанского газа придется вложиться в строительство дополнительных трубопроводов местного значения.

Так что, подводя итог сказанному, позволим себе высказать предположение, что пауза, которую держит Брюссель уже больше года, может затянуться на неопределенно долгое время. А его у Баку, похоже, остается все меньше...

Тут пришла на память фраза одного киевского пропагандиста, который после обзора ситуации на фронте и внутри Украины, а также новостей о сокращении западной помощи, изрек: «Похоже, мы не на ту лошадь поставили». Это так, почему-то вспомнилось....