Бензиновым машинам осталось 13 лет

Европарламент утвердил углеродный пакет, но не весь

Эта многоходовая и многолетняя история еще далеко не закончена, но голосование в Европейском парламенте по углеродному, или как его еще называют климатическому пакету станет исходной точкой в дальнейшем формировании экологической политики ЕС. Глобальная цель всей этой битвы – к 2030 году уменьшить на 55 процентов по сравнению с 1990 годом выбросы парниковых газов.

foto

Главный вопрос касается автомобильной промышленности. Евродепутаты хотят запретить с 2035 года продажу новых машин с бензиновыми и дизельными двигателями. «Кажется, до этого еще далеко, но для того, чтобы полностью перестроить за 13 лет самую крупную промышленность-работодателя в Европе – это мгновение», – считает президент экологической комиссии Европарламента Паскаль Канфэн. Легковые и грузовые машины с двигателями внутреннего сгорания выбрасывают в ЕСовскую атмосферу около 15 процентов углекислого газа. Новые меры не означают, что бензиновые машины будут запрещены. Не будет производится новых, а подержанные доживут свой век.

Любопытен разброс мнений во время обсуждения этой меры. Марин Ле Пен: «ЕС хочет превратить автомобили в предмет роскоши, недоступный для среднего класса». Сеть ассоциаций «Действовать за климат»: «Это – необходимая мера для того, чтобы даже скромные домохозяйства могли позволить себе недорогую в эксплуатации машину, тем более что в автомобильном секторе появятся новые рабочие места».

Еще один важный пункт Климатического пакета – углеродный налог, который предполагается взимать на границе Евросоюза. Это такой сбор на продукцию, импортируемую из стран, где экологические нормы не такие суровые, как в ЕС, а значит стоимость этой продукции ниже. Речь идет прежде всего о Китае и Турции. В ЕС сейчас взимается налог на любое производство, связанное с выбросом углекислого газа. Такого рода предприятия выбрасывают до 40 процентов СО2 и их хозяева иногда вынуждены подкупать «квоты на выброс», то есть, скажем так, право портить воздух.

Этот проект, предложенный Еврокомиссией ровно год назад, натолкнулся на отчаянное сопротивление Германии. Но потом, буквально пару месяцев назад, все 27 членов ЕС согласовали проект его ввода в действие: он начнет работать в 2026 году с переходным периодом в три года.

Новый тарифный механизм должен по идее заставить европейских промышленников задуматься. А стоит ли переносить производство в страны, где налога на выбросы нет, при условии, что эти, если не большие, деньги придется заплатить при ввозе продукции в Евросоюз? Или же страны-импортеры вынуждены будут пересмотреть технологию и условия своего производства, чтобы не платить этот новый налог. Пока новшество затронет пять самых «грязных» секторов промышленности: производство железа и стали, цемента, алюминия, удобрений и электроэнергии. Остальные, как предполагается, подтянутся позже. Следующие в очереди – производители водорода и химической продукции.

Что во всей этой истории беспокоит экологические НКО? Сейчас многие европейские промышленные предприятия, особенно работающие в энергетическом секторе, имеют так называемое бесплатное «право на загрязнение». Правила ВТО запрещают двойную защиту предпринимателей, и, стало быть, пока «право на загрязнение» не будет отменено, новый углеродный налог не сможет начать действовать. Когда Франция была временным Председателем ЕС, она решила разделить эти две системы и в результате всей этой европейской казуистики, несмотря даже на единодушие 27 членов ЕС, Углеродный налог сможет полноценно заработать только в 2035 году. Если, конечно, ничего хитрее не придумают раньше.

Так вот. Этот пакет был отклонен ко всеобщему удивлению почтенной публики. Докладчик проекта, депутат от ФРГ Петер Лиезе, отреагировал так: «Какой позор! Крайне правые голосуют вместе с социалистами и экологами!». При очень комфортном правом большинства в Европарламенте депутаты отправили этот ключевой, надо подчеркнуть, параграф обратно на доработку в Еврокомиссию. Посчитали его «недостаточно амбициозным».

«Французская идея выхолащивает всю суть налога, – считает директор сети «Действовать за климат» Нил Макарофф (сеть объединяет, кстати, 25 ассоциаций, включая Гринпис и WWF), – Если не отменить «право на загрязнение», ничего не выйдет. По нашим подсчетам введение налога при наличии прав сократит выброс всего на 1 процент».

Промышленное лобби тоже ведь сложа руки не сидело. А оно в Европе настолько огромно и стозевно, что упоминавшийся уже евродепутат Паскаль Канфэн, председатель экокомисси ЕП, считает: «Если все лобби включатся и заработают одновременно, то никакой борьбы за климат вообще не получится».

Достаточно сказать, что монстры уровня БМВ или «Кока-Кола» просто берутся спонсировать переходящее президентство в Евросоюзе. Например, в первом полугодии 2019 года, когда Европой рулила Румыния (а мандат каждой страны длится полгода), «Рено», «Кока-Кола» и «Мерседес-Бенц» только официально выложили по 40 тысяч евро на внезапные дополнительные расходы – услугами или просто наличными. В это время – вот ведь как совпало! – производитель газировки был категорически против принятия обязательной публикации Nutri-score, котировки ценности пищевых продуктов. А автомобильная промышленность сражалась против Green New Deal, который обязывал их пересмотреть многие технологические стандарты производства. Полгода спустя, когда бразды правления приняла Хорватия, обсуждался «Зеленый пакт» для Европы, а спонсором нового председателя стали «Ситроен», «Пежо», а хорватский нефтедилер INA стал на время «официальным поставщиком бензина». А в первой половине текущего года Евросоюзом руководит Португалия. Ее подспорье – писчебумажный гигант The Navigator Company, который получил от Европейского банка реконструкции и развития 27 миллионов евро в 2020 году и 33 миллиона налоговых послаблений годом ранее.

Промышленники относятся к новым идеям скептически. Aegis, Ассоциация защиты интересов производителей, в своем коммюнике разъяснила: «Новая система по сравнению с существующим «правом на загрязнение» будет защищать их не так уж сильно. Стоимость производства увеличится, а главное, мы начнем проигрывать на экспорте нашей продукции, поскольку конкурировать придется со странами, где таких поборов вообще нет».

Вариант, при котором стоимость электроэнергии в ЕС возрастет, так же как и стоимость, например, транспорта, тоже учитывался. По предложению Еврокомиссии на 2025-2032 годы предусмотрен бюджет в 72 миллиарда евро. Он пойдет на компенсацию части налогов малоимущим, помощь в оплате отопления, утепления домов, а если уж совсем будет туго – ЕСовский фонд поможет отказаться от личного транспорта и пересесть на велик.

Фото: notibomba.com