«Страху не место в школах»

Ограничат ли в Штатах после очередной серии массовых убийств свободную продажу оружия?

В Вашингтоне и ещё 300 американских городах 11 июня прошли многотысячные митинги сторонников ограничения свободной продажи оружия. Больше всего протестующих было в Вашингтоне – около 30 тыс. Они «оккупировали» Национальную аллею с транспарантами типа – «Страху не место в школах», «Защитите людей, а не оружие».

foto

reutersmedia.net

Поводом стали два свежих эпизода массовых убийств. 15 мая 18-летний белый мужчина застрелил 10 темнокожих в супермаркете города Баффало (штат Нью-Йорк). А 24 мая в начальной школе в городке Ювалд (штат Техас) открыл стрельбу старшеклассник. Погибли 19 детей и двое учителей.

Инициировала акции общественная организация «Марш за нашу жизнь» (March For Our Lives). Её создали выпускники школы в Паркланде (штат Флорида), где в 2018-ом вооруженный подросток расстрелял 17 человек.

Президент-демократ Джо Байден поддержал демонстрантов. «Сегодня молодые люди по всей стране снова вышли на марш, чтобы призвать Конгресс принять разумные правила контроля за оборотом оружия, которые поддерживают большинство американцев и владельцев оружия. Я присоединяюсь к ним, повторяя свой призыв к Конгрессу: сделайте что-нибудь», – написал он в Twitter.

А вот бывший президент-республиканец Дональд Трамп после побоища в Техасе заявил, что такие случаи – «не повод разоружать законопослушных граждан». Он предложил изменить систему безопасности в школах, где «у входа должен дежурить полицейский с табельным оружием».

Примечательно, что это заявление Трамп сделал на ежегодном съезде «Национальной стрелковой ассоциации США» (National Rifle Association of America). Эта некоммерческая организация, созданная в 1871 году, как раз и объединяет сторонников права граждан на хранение и ношение огнестрельного оружия. Оно гарантировано второй поправкой к конституции, вступившей в силу 15 декабря 1791 года.

Действительно, зачем же Трампу, который мечтает о реванше, рубить сук, на котором он прочно сидит? Дональд хорошо помнит, что в 2016-ом Ассоциация, насчитывающая пять миллионов избирателей, голосующих преимущественно за республиканскую партию, внесла в его избирательный фонд более $30 млн. Такая поддержка, возможно, понадобится Трампу и в недалеком будущем...

США занимают первое место в мире по числу личного огнестрельного оружия на душу населения. За последние годы количество легальных ружей, винтовок и пистолетов на руках у американцев выросло до 393,3 млн единиц (замечу, что население США составляет 333 млн. – Авт.). Ими владеют, по разным оценкам, от 70 до 80 млн граждан, то есть каждый пятый. В 32 штатах из 51 американцам дозволено ношение огнестрельного оружия для самозащиты.

Удивительно, но статистика показывает, что в странах, где больше всего оружия на руках, убийства в связи с его применением случаются гораздо реже, чем в «безоружных». А запреты на гражданское оружие зачастую ведут к росту насильственных преступлений.

Если взять 28 государств, где на 100 жителей приходится более 20 единиц оружия, только в двух – Панаме и Уругвае – ежегодно совершается больше пяти убийств на 100 тыс. человек. А в 24 из них этот показатель не дотягивает и до трех.

Для примера, в России, где действуют достаточно строгие нормы в сфере оборота оружия, этот показатель сейчас находится в районе 13 убийств на 100 тыс. человек в год.

Кстати, в Штатах, где оружия больше, чем граждан, этот показатель в последние годы снижается. Если в 1996 году он составлял 7,3 убийства на 100 тыс. жителей в год, то в 2012-м – уже 4,7. А в 2013-2014 годах показатель оказался минимальным за весь период с 1960-х годов. И это несмотря на целую серия громких случаев массовых расстрелов безвинных американцев, которую в СМИ подавали как «волну насилия, захлестнувшую страну».

В большинстве европейских стран власти традиционно поддерживают стремление населения владеть гражданским оружием. В Австрии, Германии, Норвегии, Финляндии, Франции и Швеции на каждых 100 жителей приходится более 30 стволов, но при этом совершается не более двух убийств на 100 тыс. человек в год.

Государства бывшего Варшавского Договора и Прибалтики тоже приняли либеральное оружейное законодательство. Гражданам разрешено покупать длинноствольное и короткоствольное оружие для охоты, спорта и самозащиты.

В Эстонии, например, его можно приобрести с 15 лет. В Чехии с 15 лет можно иметь оружие для спорта, а с 16 – для охоты. Парламент Болгарии только в 2007-м ввел запрет на владение автоматическим оружием, но в отдельных случаях МВД все же разрешает приобретать автоматы. В большинстве этих стран статистика убийств невысока – не более трех на 100 тыс. человек.

Право на гражданское огнестрельное оружие зафиксировано не только в конституции США, но и в основных законах Мексики и Швейцарии. Швейцарцам, как, впрочем, и гражданам Андорры, разрешено иметь не только гражданское, но и боевое огнестрельное оружие, поскольку в случае необходимости их могут мобилизовать на военную службу. По приказу они должны сесть на велосипед и прибыть при полном военном снаряжении на определенные для каждого из них места сбора. После достижения 60 лет и выхода в запас швейцарцу даже предоставляется право выкупить по минимальной цене свой автомат. Правда, при условии, что его переделают в полуавтоматический карабин. Примечательно, что в Швейцарии, где на 100 граждан приходится почти 46 стволов (это первое место в Европе. – Авт.), смертельных случаев от «огнестрела» практически не фиксируется.

Иногда государство прямо обязывает граждан иметь оружие в определенных случаях. Например, его должны носить норвежцы, проживающие или оказавшиеся на островах архипелага Шпицберген для защиты от нападений полярных медведей.

В странах с высокой преступностью (Доминиканская Республика, Колумбия, Никарагуа) правительства вводили временные запреты на ношение оружия. В Аргентине, Бурунди, Великобритании, Ираке, Камбодже, Таиланде, Филиппинах, Чили власти инициировали акции по сдаче личного оружия.

В Люксембурге и Малайзии существует абсолютный запрет на все виды гражданского огнестрельного оружия.

В Гватемале и Гондурасе особые льготы на приобретение гражданского огнестрельного оружия имеют высшие должностные лица, в Казахстане – военнослужащие.

Однако вернемся к США. Акция, организованная «Маршем за нашу жизнь», всё же дала свои негромкие результаты. Удивительное дело, но 20 сенаторов, представляющих и демократическую, и республиканскую партии, подготовили предложения, позволяющие хотя бы отчасти ужесточить правила продажи оружия лицам моложе 21 года. И сделали это буквально на следующий день после массовых протестов – 12 июня.

Речь идет о более тщательной проверке биографий лиц младше 21 года, пожелавших обзавестись оружием. Предлагается также увеличить ресурсы для штатов, чтобы не допустить его попадания в руки людей, склонных к нарушению закона, добавить в национальную базу данных сведения о судимостях за домашнее насилие.

И о так называемых «запретительных судебных приказах». Это вид судебного решения в англосансонском праве (особенно – в США. – Авт.), которым суд предписывает тому или иному лицу совершать определённые действия в отношении другого лица, либо, напротив, воздерживаться от совершения таких действий. Лицо, нарушившее предписание приказа, может быть привлечено к гражданско-правовой или уголовной ответственности. Чаще всего эта норма используется как средство защиты жертв домашнего насилия, сексуального преследования, вторжения в личную жизнь.

Озвученные предложения представляют собой минимальный компромисс по вопросам ограничения свободной продажи оружия, достигнутый представителями двух партий. (Лиха беда начало, даже такое!). Важно, что их сформулировали представители двух партий. Поскольку инициативу поддержали не менее 10 сенаторов-республиканцев, подготовленный на её основе законопроект может быть одобрен Сенатом США. Сейчас в нем места распределяются так: 48 демократов, 50 республиканцев и 2 сенатора, которые были избраны как независимые, но входят в коалицию с демпартией.

Америка, конечно, не расстанется с оружием. Но, возможно, поймёт, что обращаться с ним нужно аккуратнее.

Фото: reutersmedia.net