Африка-2024

Несомненно, 2023 год выдался богатым на «африканские события»: здесь и бесчисленное количество саммитов, встреч, договоров, соглашений, выборов и переворотов. Буквально из каждого «ящика» можно было услышать что-то про ту или иную африканскую страну. Но что же будет дальше? Что сулит Африке 2024 год?

foto

Фото: Reuters

Экономика

По прогнозам Всемирного и Африканского банков, большинство африканских стран намерены увеличить свой экономический рост в следующем году по сравнению с 2023 годом, при этом лидерство будет на стороне Восточной Африки (Танзания, Эфиопия, Уганда и т.д.). Это не удивляет, ведь в 2023 году в Африку поступили крупные инвестиции со всех уголков мира (поучаствовали даже Таиланд и КНДР). Благодаря такой экономической поддержке, африканские страны в разы увеличат свои доходы за счет таких сфер, как туризм, транспортно-логистические хабы, финансовый сектор и телекоммуникации. Но не будем забывать, что одновременно с этим некоторые африканские страны окажутся в тяжелом финансовом положении из-за своих долговых обязательств (как ни странно, та же Эфиопия).

Однако совокупные темпы роста экономики континента действительно впечатляют. По прогнозам западных аналитиков, к 2024 году по такому показателю, как ВВП Африка должна занять второе место в мире, уступая только Азии, а темпы роста в 2023–2024 годах ускорятся до 4,1% против 3,8% в 2022 году.

В наступившем году Африка продолжит сталкиваться с проблемой бешеных темпов инфляции, которые уже не первый год наблюдаются в Анголе, ДРК, Эфиопии, Египте, Гане, Нигерии, Судане и Зимбабве. Однако в последние несколько лет они демонстрируют устойчивую тенденцию к постепенному снижению, что является признаком развития экономики, а также проведения более грамотной денежно-кредитной политики (ограничение эмиссии денег, повышение нормы банковских резервов и т.д.).

Также все сильнее заметен разрыв в темпах роста между странами. Вероятно, экономический рост будет заметнее в странах с меньшей зависимостью от природных ресурсов. Нересурсоемкие экономики (Кот-д’Ивуар, Кения, Уганда, Мозамбик и Мадагаскар), как ожидается, вырастут на 6,2% в 2024 году благодаря более динамичному развитию сельского хозяйства, туризма и IT. Однако «сырьевые» страны также ждет рост благодаря новым проектам, например, горнодобывающим в Либерии, Сьерра-Леоне. Определенную позитивную роль сыграют и инновационные программы в ДРК и Мали, связанные с производством чистой энергии.

В качестве положительной тенденции в экономике пока что отдельных стран континента, которые относятся к «сырьевым», следует отметить диверсификацию. Например, в Сенегале, рост ВВП которого в наступившем году прогнозируется на уровне 10,6%, это стало возможным во многом благодаря инвестициям как в национальную инфраструктуру, так и запуску нового газового проекта.

Серьёзной проблемой по-прежнему останется кризис финансирования. Рост глобальных процентных ставок привел к увеличению стоимости заимствований на внутреннем и международном рынках. К этому добавляется и сокращение международных (главным образом, западных) программ помощи континенту. В этой ситуации африканские страны все чаще рассматривают Китай, а в перспективе и другие страны БРИКС, как возможного кредитора или донора.

Политика

2024 год, вероятно, станет временем, когда Африка окажется в положении богатой невесты, вокруг которой будут роиться соискатели её руки. Еще в прошлые годы между мировыми державами началась буквально борьба за африканские страны, их ресурсы, кадры и в принципе, позицию (голос) на мировой арене. И этот процесс явно будет только набирать обороты. В наступившем году сразу в нескольких странах пройдут выборы, итоги которых могут затрагивать и российские интересы.

Почти все страны континента являются республиками (за исключением Лесото, Марокко и Свазиленда, которые еще остаются конституционными монархиями). Причем, как правило, внутренняя и внешняя политика зависит от главы государства, и неважно — президент он, военный диктатор или король. Поэтому ключевым моментом в регионе являются президентские выборы, значение которых трудно переоценить.

2024 год станет рекордным: выборы пройдут в 18 странах по всему континенту: от Алжира до ЮАР, от Буркина-Фасо и Чада до Эфиопии и Коморов. Разбирать выборы в каждой стране не имеет смысла, поскольку предвыборная «картина» меняется слишком быстро, поэтому остановимся лишь на трех ключевых «гонках», которые могут привести к приходу нового президента или правительства.

Первая страна — ЮАР. Государство стоит на грани серьезного энергетического кризиса, это влечет веерные управляемые отключения электроэнергии, усугубляющие уже имеющиеся проблемы стоимости жизни. Правящий в Южной Африке Африканский национальный конгресс впервые с 1994 года рискует не набрать большинства голосов, и это откроет возможность для создания коалиционного правительства. Восемь оппозиционных партий присоединились к многопартийной хартии и подписали предвыборное соглашение, определяющее их политические приоритеты, принципы управления и стратегию разделения власти. Но политическая борьба, скорее всего, сохранится, и, возможно, даже обострится, ведь избирательные блоки и коалиционные правительства нередко терпят неудачу, причем не только в Африке.

Далее — Сенегал, политические страсти в котором продолжают закипать. Действующий президент Маки Салл, избранный в 2012 году и переизбранный в 2019-ом, в июле 2023 года все-таки подтвердил свое намерение уйти в отставку. Однако терять свое политическое влияние он не намерен, поэтому добивается назначения премьер-министра Амаду Ба своим преемником. Но такой вариант не устраивает немалую часть населения, ведь по их мнению избирательный процесс уже не является честным после того, как из списков для голосования исключили оппозиционера нынешней власти харизматичного активиста Усмана Сонко. Правда, опасаясь возникновения массовых волнений, Сонко разрешили участвовать в выборах. Но потом опять исключили из списков кандидатов.

Одним словом, сенегальский суд практически ежемесячно меняет свое решение относительно кандидатуры Сонко, то разрешая, то запрещая ему участвовать в выборах, что только накаляет обстановку в стране.

Усман Сонко

Проблемы будущих выборов усугубляются раздробленностью оппозиционных сил и отсутствием единого кандидата от противников нынешней власти. Без этого шансы любого кандидата-оппозиционера, включая Сонко, остаются относительно небольшими. Не разрядит политическую напряженность в стране и избрание Амаду Ба или другого протеже нынешнего президента, поскольку почти наверняка оппозиция поставит под вопрос честность проведения голосования и его итоги.

На третьем месте стоит Мозамбик. Голосование будет проходить на фоне повышенной политической напряженности, апатии избирателей и значительного недоверия к тому, как оно будет проводиться, после спорной победы правящей партии Фрелимо на местных выборах в октябре 2023 года. Голосование было омрачено обвинениями в мошенничестве и нарушениях, кульминацией всему этому безобразию стало решение Конституционного суда об отмене ряда результатов при сохранении Фрелимо у власти в ключевых муниципалитетах. Такие уловки снижают шансы оппозиции. Однако многое будет зависеть от выбора кандидата Фрелимо, решение которого ожидается в начале 2024 года.

Здесь можно было бы сказать и про Мали, где сейчас у власти военные, ведь там выборы планировались в феврале 2024 года, однако в сентябре 2023 года, после срыва перемирия с повстанцами-туарегами, малийские военные, находящиеся у власти после переворота, отложили выборы на неопределенный срок по «техническим причинам».

Напомним, что в африканских странах очень похожие политические системы и культурный код, которые характеризуются непрозрачностью, кумовством, коррумпированностью. Для Африки также характерен высокий уровень неравенства, который проявляется, в том числе, на этнорегиональном уровне. Однако, как ни крути, выборы — важный инструмент влияния на геополитическую и экономическую ситуацию как внутри стран, так и в мире в целом. А учитывая то, что вес африканских стран на геополитической арене увеличивается, их новая или старая власть будет играть важную роль в формировании тех или иных политических альянсов, союзов и объединений, диктующих свои правила игры.

Немаловажным пунктом при рассмотрении Африки в 2024 году является безопасность стран континента или же ее отсутствие. В Африке, пережившей на своем веку немало кровавых войн, стремительно назревают условия для новой, возможно, более серьезной эскалации.

В Африке хватает как внутренних, так и внешних конфликтов. Напомним, что на протяжении всего 2023 года континент буквально накрыла волна военных переворотов, а также близких к ним обстоятельств. В 2024 году ситуация будет куда интереснее, ведь все больше стран отказываются от военной поддержки Запада, делая выбор в пользу России или местных игроков. Так, Нигер объединился с Буркина-Фасо и Мали, чтобы противостоять давлению со стороны регионального блока ЭКОВАС, опасаясь вмешательства Нигерии во внутренние дела страны. Три военных режима в сентябре 2023 года заключили собственный пакт безопасности. Альянс государств Сахеля (AES) обязывает три страны оказывать военную помощь в случае нападения на одного из его членов. В ноябре они укрепили альянс, предусмотрев более широкий спектр сотрудничества, охватывающий политическую и экономическую сферы, с конечной целью создания «конфедерации сахельских государств». Реализация данной цели может произойти уже в 2024 году.

Не стоит забывать и о войне в Судане, которая в 2023 году оказала крайне дестабилизирующее воздействие на регионы Африканского Рога и Сахеля. Суданские мигранты усугубили уже существовавшие кризисы с беженцами в Эфиопии и Чаде. Вероятно, конфликт изживет себя в 2024 году, но его последствия страны будут «разгребать» еще долгие годы.

На самом деле, конфликт в Судане уж слишком напоминает прокси-войну, обусловленную поддержкой одной из конфликтующих сторон Саудовской Аравией и ОАЭ. Почему же эти монархии поддерживают войну? Судан является мостом, связывающим Ближний Восток и Африку. Локомотивы Персидского залива, КСА и Объединенные Арабские Эмираты рассматривают войну как шанс укрепить свой статус лидеров на Ближнем Востоке. В свою очередь, Ливия и ЦАР представляют собой готовый канал для поставок оружия в районы боевых действий.

Еще одним камнем преткновения будет ДРК, в 2023 году ее отношения с восточными соседями еще больше испортились из-за предполагаемой поддержки Руандой боевиков «М23» («Движение 23 марта» — конголезская повстанческая группировка. Представляет интересы этнического меньшинства тутси и действует на востоке страны. Признана властями страны террористической).

Президент ДРК Феликс Чисекеди неоднократно критиковал Восточноафриканское сообщество (ВАС) за его неспособность ликвидировать «М23», кульминацией чего стало требование вывести войска ВАС, если они не смогут выполнить мандат миссии. Недовольство гражданского населения силами ВАС, а также миротворцами ООН, привело к протестам, и силы ВАС в декабре, наконец, начали вывод войск. За этим последует эвакуация Миссии ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК), которая была создана СБ ООН еще в 1999 году.

Чисекеди надеется на более успешное партнерство с Сообществом развития юга Африки (САДК) в предстоящем году, хотя это вряд ли поможет устранить основные причины конфликта. Обстановку в республике могут еще больше обострить итоги декабрьских всеобщих выборов. По официальным результатам голосования действующий президент сохранил свою власть. Его поддержало 73,34% избирателей или 13 млн человек. Однако еще до завершения подсчета голосов лидеры оппозиции заявили, что не признают предварительные результаты выборов и потребуют проведения нового голосования.

Россия и Африка

Африка для России — это огромный потенциальный рынок сбыта: энергоносители, зерно, продукты питания, услуги в сфере безопасности, оружие, программное обеспечение, лекарства и оборудование. Также не стоит забывать сотрудничество в образовании, медицине и т.д.

В этой связи следует отметить, что в минувшем году, особенно во второй его половине, Россия существенно активизировала свою деятельность по таким направлениям, как образование и здравоохранение. Здесь стоит отметить открытие в ряде стран новых «Русских домов», где изучают русский язык и готовятся к поступлению в российские ВУЗы. Немаловажным моментом для населения континента является сотрудничество в сфере здравоохранения, в частности, с Роспотребнадзором, который нацелен изучать африканские болезни и разрабатывать вакцины совместно с африканскими специалистами. В отдельных случаях исследования и разработка препаратов будут вестись на базе местных медицинских центров и лабораторий.

Как мы отмечали выше, африканские страны в настоящее время нуждаются в инвестициях как в разработку природных ресурсов, так и в строительство инфраструктуры, и в целом в индустриализацию. Все это необходимо, в частности, для развития Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA).

В 2023 году Россия увеличила свои инвестиции в континент, но, в отличие от Китая, их уровень и масштаб еще не такой значительный. Кроме того, к сожалению, следует признать отсутствие системности при организации новых проектов. Российский бизнес пытается успеть везде, но такое рвение оборачивается непроработанными проектами, эффективность которых бывает сомнительна, а вред для российского бизнеса, да и страны в целом, очевиден.

Разумеется, наибольший успех Россия демонстрирует в углеводородной сфере и энергетике. В Африку инвестируют такие крупные российские компании, как «Роснефть», «Газпромнефть», «РусГидро», ЛУКОЙЛ, а также «Росатом», который строит первую в Египте атомную электростанцию «Эль Дабаа», и АЛРОСА. Думается, что весьма перспективным для российско-африканского сотрудничества было бы строительство НПЗ, поскольку это внесло бы неоценимый вклад в развитие региона.

Саммит Россия-Африка в Сочи, 2019 год

Помимо этого, есть ряд сфер, в которых отношения России с Африкой имеют давние и стратегические корни. Безусловно, одна из них — военно-техническое сотрудничество. Здесь можно говорить как о военном корпусе — этим недавно буквально пестрил интернет,— так и о частных военных компаниях. Напомним, что в ряде стран Африки в 2023 году прошли митинги в поддержку российского военного присутствия с одновременным требованием вывести французские войска. Усиление сотрудничества в оборонной сфере позволит укрепить российско-африканские связи в 2024 году.

Не будем забывать о базовой потребности Африки — продовольствии. Сегодня Москва поставляет в Африку в основном зерновые. По данным Минэкономразвития, 25% российских поставок приходится на пшеницу и меслин (смесь пшеницы и ржи, обычно в пропорции два к одному).

Тут следует отметить, что у России, крупнейшего производителя зерна в мире, имеются большие преимущества по сравнению с другими странами. Так, в конце 2023 года на безвозмездной основе в ряд африканских стран были отправлены суда с российским зерном. Кроме того, российские производители продуктов питания, представившие свою продукцию под брендом Made in Russia на выставке Food Africa 2023, подписали контракт на сумму 1 миллион долларов. Сумма, откровенно говоря, небольшая, но начало положено.

По нашему мнению, в наступившем году стоит ожидать расширения межгосударственного сотрудничества со странами континента в таких сферах как нефтегаз, продовольствие, ВПК. Но это в основном касается крупного российского бизнеса.

Какие еще направления могут быть перспективными, причем не только для крупных корпораций?

Что касается представителей малого и среднего бизнеса (МСП), то здесь стоит сказать: российские предприятия при поддержке институтов развития Российской Федерации могут сыграть важную роль в формировании континентальной инфраструктуры здравоохранения, исследованиях и подготовке кадров.

В 2024 году российским предпринимателям стоило бы присмотреться к следующим секторам африканских экономик с целью выхода на новые рынки сбыта. Сельское хозяйство в Африке до сих пор сталкивается с проблемами, такими как недостаток современной сельскохозяйственной техники, удобрений, семян, саженцев. Африканские лидеры, с благодарностью принимая помощь в виде бесплатного зерна, говорят о необходимости помочь их странам в решении сельскохозяйственных вопросов. Только так возможно решить одну из базовых проблем континента.

Далее важно обратить внимание на сферу образования. Низкий уровень грамотности и недостаток квалифицированных учителей являются основными проблемами. Ровным счетом та же ситуация и в сфере здравоохранения — недостаток медицинского оборудования, лекарств и кадров, что приводит к ограниченному доступу населения к качественной медицинской помощи. Промышленность также страдает от нехватки оборудования и квалифицированных кадров.

Таким образом, со стороны МСП в 2024 году могут быть предложены инициативы в области энергетики, цифрового развития, медицины, продовольственной безопасности, борьбы с терроризмом, формирования транспортно-логистических коридоров.

На 2024 год в Африке запланировано строительство ряда крупных промышленных и инфраструктурных объектов, в реализации которых участвуют страны Европы, Азии и Америки. Российские предприниматели могли бы также участвовать в таких совместных проектах, предлагая свои технологии (в том числе в малой гидроэнергетике, электролизерах, пост-литиевых накопителях), а также свой успешный опыт в качестве интеграторов проектов в области солнечной и ветроэнергетики.

Что касается стран, способных влиять на ситуацию на континенте, то следует выделит таких международных игроков, как США, ОАЭ, КНР, Турция. При этом надо отметить существенное сокращение влияния европейских государств, в частности, Франции. Кроме того, наблюдается ослабление внимания к континенту со стороны Вашингтона. Особенно это стало заметно после проведения саммита США-Африка. Западные, в том числе американские аналитики, связывают это с конфликтами на Украине и военной операцией Израиля в секторе Газа. А также с тем, что стратегические интересы Вашингтона сосредоточены на Тихом океане.

А вот к ОАЭ следует присмотреться внимательнее. Контроль над важнейшими транспортными артериями, а также строительство новых позволяет Эмиратам играть важнейшую роль в формировании африканской инфраструктуры, развитии внутриконтинентальной и внешней торговли. ОАЭ все больше усиливает свое присутствие не только в традиционных для аравийских монархий регионах, таких как Африканский рог и Северная Африка, но выходят в Южную, Западную и Центральную Африку.

КНР, в свою очередь, продолжает играть роль «крестного отца» и финансировать не только различные проекты (хоть уже и в меньшем объеме), но и выступать в роли кредитора,

Относительно прогнозов развития континента на 2024 год важно также сказать, что для ожидаемого роста экономики требуются значительные действия. В первую очередь, нужно учиться управлять инфляцией. Напомним, что в 14 африканских странах инфляция по-прежнему выражается двузначными цифрами, что намного выше целевого показателя в большинстве стран. В данном вопросе требуется проведение грамотной денежно-кредитной политики. Здесь же стоит сказать про волатильность валютного курса, колебание которого является серьезной проблемой в Африке. Колебания валютных курсов в странах с плавающим обменным курсом должны быть скорректированы настолько, насколько это возможно. Это напрямую связано с управлением задолженностью. Долговые риски африканских стран возрастают. Ставки по займам по-прежнему высоки, а пролонгация долга является бременем для африканских стран (взять хотя бы, например, Эфиопию). Разумеется, африканским странам важно стремиться к повышению уровня жизни, особенно в странах, богатых природными ресурсами.

Другими словами, для поднятия уровня жизни в Африке, для увеличения темпов роста ВВП, для усиления влияния на международной арене африканским странам важно активизировать внутриафриканскую торговлю, особенно в области обрабатывающей промышленности, с целью смягчения волатильности цен на сырьевые товары. То же самое касается совершенствования институционального управления и принятия решительных мер по сокращению структурного бюджетного дефицита.