Евросоюз: Что делать с наследием «фрау Фон»?

Единая Европа вполне может в 2024 году лишиться важнейшего союзника и остаться в одиночку на украинском треке

foto

Урсула фон дер Ляйен. Фото: AP

С 6 по 9 июня в наступившем году около 400 млн граждан ЕС, имеющих право голоса, должны избрать 720 депутатов Европарламента. В прошлый раз явка была невысокой — 50%. То есть активность проявили всего-то порядка 200 млн человек. Нынче ситуация может быть погорячее.

Как ожидается, победу все же одержат христианско-демократические партии. Но прогнозируем и рост влияния правопопулистских и ультраправых фракций. Политические объединения этого толка набирают силу в целом ряде ключевых для европейского блока стран — Германии, Франции, Италии, Испании, Нидерландах, Финляндии. Не говоря уже о Венгрии, Польше и Словакии. Тут «бабка надвое сказала»: консерваторы могут и вообще не устоять под давлением справа. Поглядим.

Будет также решаться судьба «фрау Фон» — авторитарной начальницы Еврокомиссии, немки Урсулы фон дер Ляйен. С декабря 2019-го она — 13-я (счастливая ли?) по счету глава европейского правительства. За четыре года обладательница дворянского префикса «фон дер» превратилась в монарха Всея Европы, подмяв под себя всю политику. В последнее время в превышении полномочий ее открыто обвиняли председатель Совета Европы Шарль Мишель и шеф европейской дипломатии Жозеп Боррель.

К лету подойдет к концу официальный срок ее правления. Есть две версии дальнейшей судьбы дипломированного гинеколога и матери семерых(!) детей. С одной стороны, ее давно сватают на должность генсека НАТО. Норвежец Йенс Столтенберг из последних сил (почитай — десятый год) чалится и все не может никак уйти. А с другой, она не прочь остаться еще на один срок (следующие четыре года) в ранге европейской «королевишны».

Есть одна загвоздка: в этой должности Урсулу должен утвердить новый Европарламент, который вполне может «фрау Фон» и прокатить, а представить народным избранникам ее кандидатуру должны совместно все правительства 27 стран-членов ЕС, среди которых тоже в последнее время согласья нет.

Германия в лице канцлера Олафа Шольца настойчиво продвигает идею реформировать ЕС и отказаться от консенсуса, заменив этот принцип принятием решений по ключевым вопросам большинством голосов. В последние годы то Венгрия (чаще), то Польша регулярно блокировали брюссельские инициативы, используя право вето. Но и тут, чтобы изменить существующий порядок, требуется единодушное согласие всех членов ЕС...

Буквально перед прошлогодним католическим Рождеством европейские лидеры на своем саммите загнали себя в угол, приняв спорное решение о начале переговоров с Украиной и Молдавией о вступлении в объединение. Потребовалась интрига, которую придумал Шольц. Он уговорил неуступчивого венгерского премьера Виктора Орбана покинуть зал в момент голосования якобы «по естественной надобности». И все прошло «чики-пуки». Теперь Брюссель (по регламенту) обязан уже в марте дать старт конкретным консультациям. И это при том, что целый ряд государств Северных Балкан уже 20 лет терпеливо ждет своей очереди на вступление. Не говоря уже о Турции, которая получила статус кандидата еще в далеком 1999 году.

Брюссельские чиновники успокаивают, что процесс присоединения проблемной Украины займет годы, но противников инициативы это не успокаивает. Ведь очевидно, что те не слишком богатые страны ЕС, которые сейчас получают солидные дотации от Евросоюза, вполне могут изменить свой статус и перейти в разряд доноров, обязанных отдавать кровные на поддержку незалежной.

Кстати, офис президента Зеленского назвал в конце 2023-го шесть стран ЕС, которые отказались поддерживать декларацию по гарантиям безопасности для Киева. Это Австрия, Хорватия, Польша, Венгрия, Словакия и Мальта. Думаю, что в нынешнем году этот список пополнится.

В самом конце прошлого года по линии единой Европы была заложена «мина замедленного действия», что окажет влияние на внутреннюю повестку ЕС в году нынешнем. 20 декабря представители Европарламента, Еврокомиссии и государств-членов ЕС согласовали проект реформы, касающейся общей миграционной политики и системы предоставления убежища. Это, как известно, болезненная тема для европейцев, а для брюссельских чиновников — попытка в преддверии выборов в Европарламент отобрать козыри у атакующих популистов и крайне правых, требующих в срочном порядке перекрыть поток беженцев.

Суть новых правил заключается в обязательстве всех стран-членов ЕС на внешних его границах регистрировать и проверять прибывающих мигрантов. Они должны выявить, являются ли эти лица выходцами из мест, для граждан которых доля удовлетворенных ходатайств о предоставлении убежища в ЕС составляет менее 20% от поданных прошений. Если таковые есть, включая семьи с детьми, то их следует направлять на прохождение «ускоренной пограничной процедуры» в закрытые лагеря вблизи границы, где в течение двенадцати недель будет приниматься решение, подлежат ли они немедленной депортации или, возможно, все же нуждаются в защите. Представители последней категории будут проходить обычную процедуру рассмотрения ходатайств, наряду с мигрантами из стран, для которых доля удовлетворения таких прошений превышает 20%. Как и прежде, ответственность будет нести та страна ЕС, куда мигранты сначала прибыли. Впервые вводится «обязательная солидарность» для всех 27 государств ЕС. Нагрузка на Италию, Кипр, Мальту или Грецию должна быть уменьшена посредством перераспределения мигрантов. Если входящие в Евросоюз государства с севера или востока этого объединения решат отказаться от приема беженцев, то они могут вместо этого выплачивать «откупные» в размере 20 000 евро за каждого непринятого ими человека.

Чтобы обеспечить репатриацию после завершения пограничных процедур, Еврокомиссия планирует активизировать переговоры со странами происхождения и транзита мигрантов. Их депортация также должна быть возможна в так называемые безопасные третьи страны.

Однако самая важная забота, волнующая европейских избирателей, — их кошелек и жизненные стандарты. Украина, миграция, реформы и расширение ЕС — лишь второстепенные темы.

В этом плане перспективы нового года выглядят весьма туманно. Приняты новые бюджетные правила, которые подразумевают поэтапное ужесточение ограничений госрасходов, что может негативным образом сказаться на перспективах экономического роста еврозоны. Те, кто этим грешит, обязаны разработать планы по сокращению дефицита бюджета, а также установить верхний предел годовых расходов, согласованный с Брюсселем. Речь, в первую очередь, идет об Италии. Однако бюджетный кризис может не обойти стороной и другие ведущие государства, включая Германию. Напомню (как бы между прочим), что ФРГ, как впрочем и Италия, при этом входят в большую «семерку»!

В целом же на предстоящий год в еврозоне прогнозируется если не рецессия, то весьма незначительный экономический рост.

...На самом же деле все прогнозы, касающиеся Европы, в конечном итоге зависят от того, кто победит на президентских выборах в США. Если в ноябре победу одержит республиканец Дональд Трамп, то ЕС ждут тяжелые времена. Европейцы могут потерять важнейшего союзника в поддержке Украины и сдерживании России. Трамп станет требовать от Евросоюза штрафные пошлины, что негативно скажется на объемах торговли и экономическом росте.

Впрочем, страшат не только результаты драки за Белый дом. Как только предвыборная гонка вступит в решающую фазу (а это произойдет со дня на день), кандидаты переключатся на внутреннюю повестку, переложив практически все заботы на украинском треке на Брюссель. Потянет ли Евросоюз в одиночку это бремя?