Есть ли будущее у нового правительства Израиля

Биньямин Нетаньяху, возглавлявший правительство Израиля в течение долгих 12 лет, покинул свой пост после того, как не сумел разрешить сложившийся политический кризис в стране. В итоге опытный политик, а также его партия «Ликуд», уходят в оппозицию.

foto

newsweek.com

Место премьер-министра занял Нафтали Беннет, 13 июня Кнессет (парламент), хоть и со скрипом, но проголосовал за вотум доверия новому правительству, сформированному лидерами партий «Еш атид» и «Ямина» Яиром Лапидом и Нафтали Беннетом. Их поддержали 60 депутатов, 59 – против. Этот минимальный, всего в один голос, перевес конкурентам Нетаньяху удалось достичь лишь путем привлечения на свою сторону в качестве младших партнеров коалиции еще шести партий.

При этом правительство будет работать по тому же принципу, который был выработан при создании коалиции, которую возглавляли лидеры «Ликуда» и альянса «Кахоль-лаван»: Нетаньяху и Бени Ганц. Правда из-за кризиса и очередных внеочередных выборов последнему на посту премьера порулить так и не удалось. Так что Нафтали Беннет будет руководить на протяжении двух лет, а после – передаст свои полномочия Яиру Лапиду из центристской партии «Еш Атид». Впрочем, это произойдет лишь в том случае, если к тому времени их коалиция не распадется.

На текущий момент новое правительство выглядит следующим образом:

1. Партия «Ямина»:

Нафтали Беннет – премьер-министр

Айелет Шакед – министр внутренних дел

Матан Каана – министр по делам религий

Абир Кара – заместитель министра в министерстве главы правительства

Идит Сильман – глава коалиции (в первую половину каденции) и глава комиссии Кнессета по здравоохранению

Нир Орбах – глава фракции и глава комиссии по делам Кнессета

Министерство по делам поселенчества временно остается в руках Нафтали Беннета.

2. Партия «Еш атид»:

Яир Лапид – министр иностранных дел и «сменный» премьер-министр

Орна Барбивай – министр экономики

Меир Коэн – министр социального обеспечения

Карин Эльхарар – министр энергетики

Мерав Коэн – министр социального равноправия

Йоэль (Константин) Развозов – министр туризма

Элазар Штерн – министр разведки

Йоав Сегалович – заместитель министра внутренней безопасности

Мики Леви – спикер Кнессета

Мерав Бен-Ари – глава комиссии Кнессета по внутренней безопасности

Боаз Топоровски – глава фракции, заместитель главы коалиции, а после ротации – глава коалиции

Рам Бен-Барак – глава комиссии по иностранным делам и обороне

Идан Рол – заместитель министра иностранных дел

3. Партия «Новая надежда»:

Гидеон Саар – заместитель премьер-министра и министр юстиции (во вторую половину каденции министр иностранных дел)

Ифат Шаша-Битон – министр просвещения

Зеэв Элькин – министр строительства, министр по делам Иерусалима и наследия, а также министр по связям между правительством и Кнессетом

Йоаз Хендель – министр связи

Шарен Аскель – глава фракции

4. Партия МЕРЕЦ:

Ницан Горовиц – министр здравоохранения

Тамар Зандберг – министр экологии и глава межминистерской комиссии по экологии

Исауи Фрейдж – министр регионального сотрудничества

Яир Голан – глава комиссии Кнессета по алие и интеграции

Раида Ринауи Зуаби – заместитель спикера Кнессета

Моси Раз – глава комиссии по делам Фонда граждан Израиля (вопросы газовых сделок)

5. Партия Авода:

Мейрав Михаэли – министр транспорта и безопасности на дорогах, а также член межминистерской комиссии по гендерному равноправию

Омер Бар-Лев – министр внутренней безопасности

Нахман Шай – министр по делам диаспоры

Эмили Моати – глава подкомиссии в комиссии по иностранным делам и обороне

Гилад Карив – глава законодательной комиссии Кнессета

Эфрат Райтен – глава комиссии Кнессета по социальному обеспечению

Рам Шефа – глава фракции

Ибтисам Маарана – глава комиссии Кнессета по делам иностранных рабочих

6. Партия «Кахоль-лаван»:

Бени Ганц – министр обороны

Пнина Тамано-Шата – министр алии и интеграции

Хили Трупер – министр культуры и спорта

Орит Фаркаш-Коэн – министр науки

Алон Шустер – заместитель министра обороны

Михаэль Битон – глава экономической комиссии Кнессета

Эйтан Гинзбург – глава фракции

7. Партия НДИ:

Авигдор Либерман – министр финансов

Алекс Кушнир – глава финансовой комиссии

Одед Форер – министр сельского хозяйства и министр развития периферии, Негева и Галилеи

Хамед Амар – министр в министерстве финансов

Юлия Малиновская – председатель комиссии по реформам

Евгений Сова – глава фракции и заместитель спикера Кнессета

Кроме того, как отмечают в Институте Ближнего Востока (ИБВ), партия «Объединённый арабский список» (РААМ) получит должности заместителя министра в министерстве главы правительства, председателя комиссии по внутренним делам, председателя комиссии по вопросам арабской общины, вице-спикера Кнессета. Помимо этого, в рамках соглашения с РААМ, комиссия Кнессета по внутренним делам будет разделена на две комиссии: по внутренним делам и по внутренней безопасности.

Эксперты американского аналитического центра Stratfor отмечают, что у членов новой правящей коалиции Израиля мало общего. Они были объединены стремлением свергнуть Нетаньяху с его поста и все-таки суметь разорвать порочный круг, когда никто не мог сформировать в стране правительство.

Беннет позиционирует свое премьерство как способ для израильтян избежать очередных выборов после того, как Нетаньяху в очередной раз не смог сформировать коалицию после четвертой подряд избирательной компании в течение двух лет. В новом правительстве собраны представители разных сил – левые, центристские и правые партии, а также левоцентристские партии, которые уже много лет находятся вне власти. Впрочем, несмотря на включение этих партий в коалицию, как отмечают американцы, данный факт не означает, что политика правительства полевеет.

Тем не менее, учитывая, что новое правительство объединилось вокруг одной и весьма краткосрочной цели, можно прогнозировать, что в обозримой, среднесрочной перспективе оно рискует столкнуться с противоречиями и, как следствие, параличом в попытках найти единые подходы и решения по ключевым вопросам.

Так, новую правящую коалицию характеризует множество нехарактерных для Израиля фактов. К примеру, впервые в нее был включен арабский РААМ.

Назначение Беннета также знаменует собой первый случай, когда премьер-министр вышел из небольшой фракции в израильском Кнессете, а это означает слабость его мандата.

Малочисленная поддержка премьера со стороны парламентария плюс формирование коалиции по принципу «лоскутного одеяла» хоть и является свершившимся фактом, нетипичным для израильской политики, позволяет ставить вопрос относительно дееспособность и степени уязвимости нового правительства.

Внутренние разногласия с большой степенью вероятности могут привести к ослаблению общей политической позиции коалиции, а непрекращающийся поток критики и обвинений вскоре может подорвать ее стабильность и легитимность перед израильской общественностью.

Нетаньяху, оказавшийся в оппозиции, не стал брать передышку и уже предпринимает попытки загнать новое правительство в угол. Так, экс-премьер назвал новые власти ни много ни мало «опасными» с точки зрения безопасности и будущего Израиля.

На фоне того, как члены «Ликуда» характеризуют Беннета как слабого политика, партия нового премьера «Ямина» пытается сохранить свою фракцию, поскольку некоторые депутаты регулярно угрожают ее руководству дезертировать.

Правительство Израиля заявляет, что оно будет бороться за решение стратегических вопросов безопасности, по которым у его членов, впрочем, также неоднозначная позиция. В первую очередь, в отношении угроз со стороны ХАМАС и роста уровня насилия в стране.

Новая власть сочетает в себе как умеренные, так и жесткие взгляды, и подходы к решению вопроса палестинской государственности, равно как и к еврейским поселениям, что еще больше затруднит законодательное регулирование этих и других проблем.

При этом такие акции, как традиционный Марш с израильскими флагами, который прошел 15 июня в Иерусалиме, вынуждают правительство либо разрешить, либо сдержать националистические, правые действия, которые рискуют спровоцировать израильских арабов и палестинцев.

С другой стороны, в Stratfor отмечают, что включение в коалицию РААМ может создать новые и во много уникальные возможности для палестинцев в вопросах защиты их интересов.

Стратегические внешние угрозы безопасности, такие как Иран, вероятно, будет легче согласовать, чем внутренние вопросы, по которым члены коалиции имеют противоположные взгляды. Впрочем, остальные силы правительства яростно выступают против создания палестинского государства и способствуют расширению поселений на Западном берегу.

Да и сам Беннет, которого некоторые эксперты относят аж к ультранационалистам, выступает против создания палестинского государства и не поддерживает мирное урегулирование палестино-израильского конфликта. Более того, он выступает за ведение смертной казни для палестинских боевиков.

При этом 18 июня появились сообщения о том, что в южных районах страны вновь слышны сирены воздушной тревоги, а ранее представители Армии обороны Израиля сообщили о бомбардировке по объектам ХАМАС. Отметим, что это уже второй удар за два дня.

Подводя итог подчеркнем, что, несмотря на то, что в Израиле, наконец-то, сформировано и утверждено новое правительство, наши прогнозы подразумевают целый ряд рисков. Так, уже сейчас между членами коалиции существуют значительные противоречия по ключевым вопросам повестки дня. Более того, поскольку 28 августа 2023 года произойдет ротация, и Беннет покинет свой пост, чтобы уступить его Яиру Лапиду, вероятен сценарий, когда лидер «Ямина» постарается удержать власти в своих руках. Это неизбежно спровоцирует новый виток политического кризиса в Израиле, который окажет еще большее негативное влияние, чем, когда Нетаньяху не мог сформировать правительство. Однако есть опасение, что нынешний кабинет может до этого времени и не дожить…

Фото: newsweek.com