Чем топить будете? Европа, кажется, перезимовала

Визит бундесканцлера Шольца в Москву пришелся как раз на тот момент, когда скрипка истерии взяла самую сложную ноту и струна готова была вот-вот порваться. Французская «Фигаро», не пожалев восклицательных знаков, написала, что «Шольц станет последним европейским руководителем, побывавшем в Москве до войны». В отличие от Макрона, немецкий канцлер решил сначала посетить Киев.

Ему, конечно, были рады, как и всем руководителям «коллективного Запада», но к Германии там относятся как-то настороженно. Знатоки дипломатического протокола отметили, что президент Зеленский вот ну не вышел прямо к машине, как в случае с Макроном, а ждал канцлера на пороге. Это на дипломатическом языке означает: «Я очень, конечно, рад вас видеть, но, видите ли…».

foto

Киев ожидал от Германии куда большего участия в пополнении своего арсенала, тем более такое время на дворе, такие события на носу. Посол Украины в Германии Андрей Мельник, выступая по немецкому телевидению прямым текстом сказал: «Нам нужно оборонительное оружие. Пожалуйста, помогите нам».

Но немцы отправили 5 тысяч касок и полевой госпиталь. Дело в том, что Германия не имеет права ни на какие поставки оружия в проблемные кризисные регионы. И только «в отдельных обоснованных случаях, которые должны быть публично и понятно задокументированы, могут быть сделаны исключения» – так записано в Коалиционном договоре ФРГ. Решения подобного рода строго засекречены, принимаются в закрытом порядке на Федеральном совете безопасности в который входят Канцлер и 6 ключевых министров. Но на всякий случай Германия дополнительно переправила 350 своих военнослужащих в Литву в рамках неких НАТОвских нужд. Ну а Христианские демократы, ушедшие в оппозицию, которые в свое время были против поставок оружия, сейчас за то же самое спустили на канцлера всех собак.

Конечно, Шольц ехал в Кремль с непростым анамнезом. Там и «Северный поток-2», подвешенный между небом и землей, и «политический» по мнению Москвы пожизненный приговор Вадиму Красикову, обвиненному в убийстве чеченского оппозиционера прямо в берлинском парке, и высылка двух российских дипломатов, и взаимное закрытие корпунктов RT и Deutsche Welle в Москве и Берлине… Ну, прямо скажем, не самый лучший бэкграунд для объятий.

Вместо запланированных четырех часов встреча в Кремле продлилась три. С Макроном, как помним, говорили аж шесть часов. Главный вопрос – будет ли война. Американский президент, принявший бундесканцлера в Белом доме за несколько дней до визита в Киев и Москву, в этом вопросе был непреклонен. Показательно, что Шольц согласился с Байденом в том, что остановка «Северного потока-2» и прочие суровые санкции против России последуют как только войска пересекут границу с Украиной, но воздержался при этом от собственных громких и конкретных комментариев, пока лично не побывает на Банковой и в Кремле.

Поэтому западным наблюдателям поведение Шольца на встрече с Байденом показалось каким-то невнятным. Например, Маркус Цайнер, эксперт Немецкого Фонда Маршалла, а это американский институт, занимающийся отношениями США и партнерами по нашу сторону Атлантики, считает так: «Нерешительность Олафа Шольца привела нас к ситуации, при которой не понятно, чего же на самом деле хочет Германия. Мы слышали заявление о том, что в случае агрессии «Северный поток-2» будет остановлен, и это хорошо. Но заявил это не Шольц, а Джо Байден. Странно конечно, что американский президент делает заявления, касающиеся проекта, в который его страна прямо не вовлечена. Это проект европейский, и прежде всего немецкий и русский».

Накануне визита в Москву от Шольца ждали неких ярких заявлений. Кристоф Хойсген, бывший посол Германии при ООН и советник Ангелы Меркель заявил: «Нам нужна мощная реакция, чтобы русские четко знали, что произойдет, если Путин предпримет те меры, на которые, по его заявлениям, он готов». Это говорит деятель из оппозиционной ХДС. «Зеленая» министр иностранных дел Анналена Бербок тоже настроена на более решительные действия. А вот в социал-демократическом стане немало сторонников снижения тональности в отношениях с Россией. Например, Рольф Мютценник, возглавляющий группу СДПГ в бундестаге, сказал, что «понимает, какую угрозу от НАТО ощущает Россия».

При слове «санкции» Райнер Зееле, глава Российско-Германской торговой палаты хватается за голову, поскольку немецкие фирмы, работающие в России, страдают от них довольно серьезно. «Решение кризиса вокруг Украины должно быть только мирным и дипломатическим. Германия не прекращала экономических связей еще со времен СССР и даже во время холодной войны», – говорит он. А за последние 5 лет, то есть уже после введения «крымских» санкций, немецкие предприятия умудрились инвестировать в экономику России 7,6 миллиарда евро.

А вот что думает глава Департамента энергии, транспорта и окружающей среды немецкого Института экономических исследований Клаудиа Кемферт. «У Германии не так уж много способов давления на Россию. Пожалуй, единственный способ политического воздействия – проект «Северный поток-2». Но мы к стратегическому политическому шантажу не привыкли. Так что особо ничего мы сделать не можем. В отличие от других европейских стран мы не стали диверсифицировать наши источники энергии и долго запрягали наш «Энергетический разворот». То есть мы совершили массу ошибок и теперь за них расплачиваемся».

В Москве Шольц услышал то, что и ожидал. Кремль повторил свои условия. Нерасширение НАТО, возвращение на позиции 1997 года, забыть про инфраструктуру альянса в Восточной Европе. После визитов Макрона и Шольца аналитики пришли к выводу, что привести украинскую и российскую позиции к общему знаменателю просто невозможно. Никаких гарантий насчет того, что Украина никогда не станет членом НАТО, никто на Западе давать не собирается.

Но показательно, что и Макрон, и Шольц вынесли из кремлевского кабинета важную вещь. За легендарным теперь во всем мире длинным белым столом прозвучали заверения в том, что Россия воевать не собирается. На обеих пресс-конференциях оба руководителя подтвердили, что диалог несмотря ни на что возможен и дипломаты могут работать. Ну а уж после возвращения российских войск с маневров в казармы и вовсе можно, кажется, уже выдохнуть и начать анализировать ситуацию без истерики.

Фото: globenergia.pl