Альтернатива Зангезурскому коридору

Замаячила возможность хоть немного разрядить обстановку в Закавказье. 

По информации американских источников, в Ереване рассматривается вопрос о возможном переселении беженцев из Карабаха в Сюникскую область, что на юге Армении. Причин тому, по нашему мнению, как минимум, две.

Первая связана со стремлением нынешнего армянского руководства как можно быстрее и желательно подальше отправить из столицы и столичного региона беженцев, у которых нет, от слова «совсем», причин испытывать хоть какие-нибудь симпатии к Николу Пашиняну и его режиму.

В этой связи следует отметить, что официальный Ереван не без основания полагает, что беженцы, если они останутся в столице и её окрестностях, наверняка будут поддерживать оппозицию. А тут нельзя забывать, что в настоящее время наиболее яркими оппозиционными армянскими политиками, которые могут претендовать на высший пост в стране, остаются выходцы из Карабаха, земляки беженцев. В частности, бывший президент Армении Роберт Кочарян.

Вторая причина — увеличить численность населения области на случай возможного обострения обстановки в этом районе, который отделяет Нахичеванскую автономию от остального Азербайджана и через которую может пройти пресловутый Зангезурский коридор.

Пока на территории этой, считающейся депрессивной, области площадью 4,500 квадратных километров проживает не более 130 тысяч человек, отношение которых к строительству азербайджанского инфраструктурного проекта в целом можно квалифицировать как индифферентное. Но переселение в эти места хотя бы пары-тройки десятков тысяч из более, чем ста тысяч беженцев из Арцаха, которые настроены крайне антиазербайджански, может радикально изменить настроения в Сюнике. И тем самым существенно осложнить строительство Зангезурского коридора.

По крайней мере, именно под таким углом Баку рассматривает возможные последствия переселения в эту область беженцев. Причем это трактуется как очередная уловка Еревана, цель которой избежать открытия транспортного маршрута, проходящего через армянскую территорию, что было официально обещано Пашиняном после окончания Второй Карабахской войны в ноябре 2020 года. В этой связи президент Азербайджана даже предположил, что у его страны, возможно, не будет иного выхода, кроме как «принудительно», т.е. военной силой, открыть Зангезурский коридор и соединить Нахичеванскую автономию с основной территорией республики.

Тут следует отметить, что это замечание лидера Азербайджана — не пустые угрозы, не просто слова, как это иной раз бывает у его армянского коллеги. Напомним, что еще в 2021 году азербайджанские войска вторглись в Сюникскую область Армении и захватили, по данным Еревана, 5% ее территории. Однако местные жители настаивают на том, что территория, перешедшая под контроль Баку, существенно больше. И хотя за последнее время, как отмечают азербайджанские наблюдатели, численность армянских войск в приграничных районах области была заметно увеличена, вероятность их поражения в случае боевого столкновения с войсками Алиева чрезвычайно высока.

И дело тут не только в количестве военнослужащих азербайджанского контингента, который сможет привлечь для этой операции Баку, и качестве его вооружений. Во время двух последних войн в Карабахе армянские военные отсиживались в казармах (воевали карабахское ополчение и добровольцы), а азербайджанские имеют реальный боевой опыт.

Тем не менее, из этой потенциально опасной ситуации, которая грозит новым вооруженным конфликтом между Ереваном и Баку, есть реальный выход — Араксский коридор, название которого связано с рекой Аракс, разделяющий Иран и Азербайджан.

Этот альтернативный Зангезурскому коридор должен проходить в обход Армении через Иран. По имеющимся планам, инфраструктурный проект предусматривает строительство скоростной автомагистрали, железной дороги, а также сопутствующих линий связи. Ключевым объектом этого проекта будет автомобильный мост через Аракс, подготовительные работы для строительства которого де-факто уже начались 6 октября прошлого года, не дожидаясь заключения официальных ирано-азербайджанских договоренностей.

Что касается железной дороги (а между Нахичеванской автономией и Азербайджаном нет железнодорожного сообщения), то по сути дела часть этого пути была открыта еще в декабре 2016 года и соединила Нахичевань с иранским городом Мешхед. Правда, эксплуатация этой ветки была приостановлена из-за пандемии и войны в Карабахе.

И, казалось бы, вот оно — компромиссное решение, которое должно отвечать интересам всех соседних стран и способствовать установлению мира и покоя в регионе. Тем более, что этот проект потенциально нормализует отношения между Тегераном и Баку, которые после войны в Карабахе 2020 года достигли исторического минимума.

Однако и тут не все так просто. Дело в том, что Баку рассматривает будущий коридор не только как возможность соединить Нахичеванскую автономию с остальной республикой, но и под углом диверсификации так называемого «Транскаспийского международного транспортного маршрута» (ТМТМ) для доставки товаров и грузов из республик Центральной Азии в Европу и обратно в обход России. Пока попытки транспортировки грузов из Азербайджана в Турцию и далее в Европу осуществляются через Грузию.

Что касается Тегерана, то он рассматривает Араксский коридор как возможность создания еще одного направления «Международного транспортного коридора Север-Юг» по доставке грузов из Персидского залива в Россию и Европу через Армению и Грузию плюс к трем маршрутам: железнодорожному через Азербайджан, водным путем через Каспийское море, а также через республики Центральной Азии (Туркменистан и Казахстан) тоже по железной дороге. Для реализации этого проекта Тегеран намерен подключиться к армянской железнодорожной сети.

А учитывая наличие железной дороги, связывающей Ереван и Грузию, а также пока не эксплуатируемого участка между Грузией и Россией (тут палки в колеса пока что ставит в основном Абхазия) появляется возможность в будущем создания маршрута, который дублировал бы азербайджанское направление. Однако такая перспектива, естественно, особого энтузиазма в Баку не вызывает.

Тем не менее, позволим себе высказать предположение, что эти разногласия между Ираном и Азербайджаном могут отрицательно сказаться на решениях сторон, касающихся финансирования строительства Араксского коридора. Однако, даже учитывая лишь один только факт, что Азербайджан может получить свободное автомобильное и железнодорожное сообщение с Нахичеванской автономией, которого в настоящее время у него нет, а через неё и с Турцией, так или иначе, но этот проект будет реализован.

Что касается Зангезурского коридора, то он тоже с повестки дня не снят. В ближайшей перспективе этот проект будет нужен Баку в качестве рычага давления на Ереван при решении в свою пользу вопроса о границах. А это — азербайджанские анклавы в приграничной зоне, территории, занятые азербайджанскими войсками, и т.д. При этом, видимо, в Баку исходят из того, что Пашинян скорее согласится на небольшие территориальные потери, чем решится на военный конфликт и потерю Сюникской области. В этой связи показательны заявления азербайджанских политиков относительно того, что «исторически» Сюник является азербайджанской территорией.