Протасевича «приземлили». Что дальше…

Умеет все-таки милейший Александр Григорьевич растормошить мировую общественность. Или эта самая общественность сама, как по чьей-то команде, возбуждается, как говорят, на ровном месте?

foto

centralasia.news

Это – про вчерашний инцидент с экстренной посадкой самолета авиакомпании Ryanair, который следовал из Афин в Вильнюс через территорию Белоруссии, и аресте блогера Романа Протасевича, одного из основных рупоров белорусской оппозиции, сыгравшего через свой телеграмм-канал Nexta далеко не последнюю роль в провоцировании, а затем координации антиправительственных беспорядков летом и осенью прошлого года.

Конспективно напомним ход вчерашних событий.

Авиалайнер, на борту которого среди остальных пассажиров находились гражданин Белоруссии Р.Протасевич и его подруга, российская гражданка София Сапега, уже приближался к границам воздушного пространства Белоруссии, когда, по версии белорусских СМИ, на адрес минского аэропорта пришло электронное сообщение о минировании самолета.

Минский диспетчер, который вел ирландский лайнер, проинформировал экипаж и порекомендовал приземлиться в Минске для проверки информации. Командир корабля принял решение садиться. В ходе проверки пассажиров и багажа местными спецслужбами была установлена личность Протасевича, который находился в розыске. В результате блогер был арестован.

Вроде все логично. Однако, на наш взгляд, тут есть некоторые шероховатости. Например, точка, с которой самолет развернулся в сторону Минска, находится примерно на том же удалении от Вильнюса, что и от белорусской столицы. Разница – минимальная. Тем более для современного пассажирского лайнера.

Так что можно допустить, что на принятие решения командиром о внеплановой посадке помимо информации белорусского диспетчера повлиял еще один «аргумент». А именно: истребитель МИГ-29 белорусских ВВС, который как-то кстати оказался рядом с пассажирским бортом и любезно сопроводил его до минского аэропорта. После чего вернулся на авиабазу в районе Барановичей.

Хотя мы готовы допустить, что это – простое совпадение. Как и то, что в подозреваемом в наличие взрывчатки самолете совершенно случайно оказался человек, которого разыскивают белорусские правоохранители. Ну, звезды так сошлись…

Сказать, что задержание на белорусской территории белорусского же гражданина вызвало бурную реакцию, значит, ничего не сказать.

Одной из первых на это событие откликнулась домохозяйка, педагог и по совместительству «избранный президент» Белоруссии госпожа Тихановская, которая заявила, что Протасевичу грозит расстрел. Ни много ни мало.

Тут она по своему обыкновению ляпнула не по делу. Сошлемся на дотошного спецкора «Комсомолки» Юрия Коца, который раньше всех раскопал, в чем конкретно обвиняется блогер. Цитируем «Его подозревают в возбуждении социальной вражды по признаку профессиональной принадлежности (до 12 лет), организации массовых беспорядков (до 15 лет), организации групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок — максимальная санкция до 3 лет».

Сроки, конечно, немалые. Особенно по первым двум позициям. Но «вышкой» тут явно не пахнет.

Что касается других возмущенных, то американский госсекретарь заявил, что инцидент в небе Белоруссии поставил под угрозу жизни экипажа и 120 пассажиров, среди которых были (или могли быть – тут единообразия среди источников нет) граждане США.

Поляки и прибалты, естественно, закричали о необходимости новых санкций. Порядка полутора десятков других европейцев их уже поддержали, а Европарламент вообще назвал случившееся «актом гостерроризма». Ни много ни мало. Так что на предстоящем саммите ЕС помимо уже скучного и рутинного для европейцев вопроса о введении санкций в отношении России возможен некий «оживляж» в виде санкций против Минска.

Помимо санкций прозвучали «идеи» об исключении Белоруссии из международной организации гражданской авиации, о запрете самолетам белорусской авиакомпании «Белавиа» садиться в аэропортах Евросоюза и т.д. Одним словом, устроить Минску этакую воздушную блокаду. Некоторые даже договорились до того, чтобы прервать с Белоруссией наземное транспортное сообщение. Ну, поезда с автомобилями тут причем?

И самое пикантное в это истории то, что незапланированная посадка самолета для решения, скажем, «специфических задач» - вещь далеко не новая.

Напомним, что, например, в 2013 году боливийский борт № 1, возвращавшийся из Москвы, вынудили сесть в Австрии. Причем Франция, Испания и Португалия, страны, через которые должен был следовать самолет президента Боливии, закрыли для него свое воздушное пространство.

Более того, после приземления самолет буквально «обшмонали» в поисках Эдварда Сноудена, который, по мнению американцев, мог находиться на его борту. И это – самолет главы иностранного государства. То есть он не только пользовался экстерриториальностью, как любое воздушное судно или корабль, но обладал дополнительным дипломатическим иммунитетом, как и все, кто на нем летел.

И если кто-то думает, что европейские страны хотя бы выразили свое несогласие с действиями американских спецслужб (о санкциях, естественно, говорить не приходится), то он глубоко заблуждается.

Вот еще один пример. В 2016 году Украина у самой границы с Белоруссией развернула и вернула в Киев самолет «Белавиа». Причем в случае неподчинения пилотов, борт угрожали сбить самолетами ВВС «Незалежной». Инцидент произошел по причине того, что на борту находился политолог Армен Мартиросян, которого украинцы считали идейным вдохновителем антимайдана.

Политолога вывели из самолета, который улетел без него, допросили и отпустили.

Что интересно, никто на Западе на это беззаконие никак не отреагировал. Видимо не заметили…

И еще один момент. Вчерашний инцидент уж больно напоминает сорвавшуюся провокацию без малого годичной давности в отношении наших тридцати трех несостоявшихся охранников или ЧОПовцев. Ведь, судя по информации из Киева, если бы Лукашенко сгоряча не арестовал их в Белоруссии, то рейс Минск-Стамбул посадили бы в украинской столице и попытались российских граждан арестовать. Что из этой попытки вышло бы, другой вопрос: 33 здоровых мужика, прошедших горячие точки, знакомых с приемами рукопашного и ножевого боя – это вам не блогер с юной девушкой…

А теперь попытаемся осмыслить складывающуюся ситуацию.

То, что проведя эту незамысловатую, но успешную спецоперацию (давайте все-таки называть вещи своими именами) Александр Григорьевич показал согражданам, что он последовательно и жестко будет бороться с теми, кто расшатывает белорусское государство, есть факт. Думается, это вчерашний арест вкупе с недавним арестом заговорщиков, если и до конца не остудит все горячие головы в республике, то многих заставит задуматься.

Очевидно и то, что отношения с Западом «Батька» испортил всерьез и надолго. Но вот рассматривать возможность того, что в новых условиях Александр Григорьевич, очертя голову, кинется в объятия Москвы, откажется от многовекторности и т.п., как это уже звучит у некоторых наших коллег, мы бы не стали.

Уж от чего-чего, но от многовекторности, как фактора оказания давления на Кремль, как это понимает белорусский лидер, он не откажется. С большей степенью вероятности можно прогнозировать, что в условиях ожидаемой блокады со стороны Запада, он будет всячески развивать восточное и южное направление. Благо определенные заделы у него имеются и в Китае, и в Турции, и в Индии, и в других странах. Во всяком случае, от попыток уравновесить сотрудничество с Москвой углублением отношений с другими странами нынешний Минск не откажется.

Фото: centralasia.news