Прибалтика занялась антироссийским движением. Дорожным

В очередном припадке русофобии власти Латвии набросились на транспортные средства с российскими номерами. Очередь — за литовцами и эстонцами

foto

В Латвии 15 февраля вступили в силу поправки к закону «О дорожном движении», разрешающие конфисковывать автомобили с российским номерами. Теперь — самое вопиющее: изъятые транспортные средства будут передаваться Украине «для поддержки ее борьбы со страной-агрессором». Латвийский Сейм (парламент) одобрил и эту норму.

В соответствии с поправками легковушки, зарегистрированные в России, могут проехать одноразово по латышским дорогам только транзитом. Что касается тех, кто выбрал этот вариант, то им необходимо перед въездом предоставить в электронном виде таможне информацию о транспортном средстве, персональные данные, а также точно обозначить срок, в течение которого автомобиль будет пребывать на дорогах Латвии. Этот период не должен превышать 24 часа.

Владельцы «русских машин», проживающие в республике, были обязаны перерегистрировать свои транспортные средства по местным правилам или вывезти их с территории страны. Для проведения этой процедуры власти давали три месяца — вплоть до 14 февраля. Но за это время от российских номеров избавились только 46 человек. Оказалось, что произвести все необходимые манипуляции — дело трудное. Во-первых, в Латвии запрещены все таможенные операции с автомобилями российской регистрации, купленными после октября 2022 года. Во-вторых, необходимо уплатить ряд налогов, общая сумма которых кусается. В-третьих, на транспортное средство надо получить действующий в Евросоюзе сертификат на эксплуатацию. То есть пройти техническое освидетельствование в независимой фирме. Если будут выявлены неполадки, то их следует устранить. Это тоже стоит немалых денег.

Кроме всего прочего, за незаконную езду на автомобиле с российскими номерами предусмотрен штраф в размере от 750 до 2000 евро.

Исключения будут делаться для автовладельцев, имеющих привилегии и иммунитет по обязательным для Латвии международным нормам, а также для машин диппредставительств и международных организаций.

Что касается передачи конфискованных авто незалежной, то славные латыши уже «потренировались на кошечках». С февраля прошлого года по этому маршруту уже отправили 271 транспортное средство. Они были по всем правилам изъяты у граждан за вождение в нетрезвом виде. Без разницы — с латышскими или российскими номерами. Примечательно, что общая их стоимость — более 900 тыс. евро. Передача еще 34 машин, которые тянут на 160 тыс. евро, находится в процессе рассмотрения.

На самом деле запрет на въезд автомобилей с российскими номерами в Латвии формально действует уже давно — с 12 сентября 2023 года. Кстати, в тот же день подобный закон вступил в силу и в Литве. Эстония, действуя сообразно национальной черте своих граждан, припозднилась и присоединилась к ограничениям на один день позже — 13 сентября.

Прибалтийские страны объяснили эту меру опубликованной Европейской комиссией 8 сентября директивой о дополнительном разъяснении санкций, введенных в отношении РФ. Согласно этому документу, зарегистрированным в России автотранспортным средствам был если не закрыт, то сильно затруднен въезд на территорию Европейского Союза.

Первой, еще в конце июля прошлого года, начала чудить Германия. Факты изъятия сотрудниками таможенных органов у наших граждан автотранспортных средств, зарегистрированных в РФ и временно ввезенных в ФРГ для использования в личных целях или транзита, были зафиксированы в Гамбурге, Киле и Любеке.

Государственные органы ФРГ тупо ссылались на санкционный режим ЕС, введенный против России еще в 2014 году. Речь о постановлении 833/2014, запрещающем импорт некоторых российских товаров на таможенную территорию ЕС.

В немецкой версии регламента говорится о запрете импорта и используется термин «Einfuhr». Дословный перевод — «поставка», «доставка» или «перемещение». Однако в других языковых версиях (например, в английской) употреблялся другой термин — «import». Это изначально и привело к некоторой путанице.

В редакции октября 2022 года к регламенту была добавлена статья 3i. Она гласит, что запрещаются «приобретение, импорт или передача, прямо или косвенно, товаров, которые производят существенные доходы для России» (по перечню в приложении XXI) — если они российского происхождения или экспортированы из РФ.

Перечень XXI включает в себя не только автомобили, но и, к примеру, обувь, ноутбуки, мобильные телефоны.

Германская таможня обнародовала свою версию: «Ввоз пассажирских автомобилей из России в ЕС запрещен в соответствии со статьей 3i Регламента 833/2014, определяющего эмбарго в отношении России. В данном контексте выражение „ввоз“ фактически охватывает любое перемещение товаров или груза. Эмбарго не предусматривает исключений из запрета. <...> Согласно текущей юридической ситуации, импорт автомобиля запрещен».

Представители таможни дали понять, что трудностей с переводом нет: термин «ввоз», дескать, широк: он «охватывает любое перемещение товаров и груза».

...Вообще-то не грех напомнить, что, согласно правилам ЕС, каждая страна этого объединения вправе самостоятельно интерпретировать общеевропейские санкции. Вот только от прибалтов какой-либо либерализации ждать уж точно не стоит. У них градус русофобии давно зашкаливает.