Байден позвонил – и зачем?

Для начала постулирую аксиоматику.

foto

rcinet.ca

Аксиома №1 . Политика во всех ее формах и видах - внутренняя, международная, экономическая, социальная, культурная, научно-техническая и любая другая - определяется не здравым смыслом, а целесообразностью.

Пытаться отыскать в политике логику – дело бесполезное.

Аксиома №2 . Политические цели далеко не всегда определяются т.н. «лицами, принимающими решения» - монархами, президентами, премьер-министрами, главами парламентов и проч. Цели, по преимуществу, выдвигают «группы интересов» - «закулисье», «глубинное государство», «олигархи», «Семья» и т.п.

Именно поэтому в одной и той же ситуации, когда на оскорбление и унижение в свой адрес обычный человек реагирует нормально (вплоть до: «Такое оскорбление смывается только кровью!»), политик даже не задумывается над тем, чтобы счесть подобное поведение как личное оскорбление и унижение возглавляемой им страны. Ему важнее реакция «группы интересов», поместившей его во власть.

Аксиома №3. «Обслуживающее сословие» - политики, бюрократы, журналисты, пропагандисты, эксперты, оппозиция и проч. – по указке «групп интересов» рядит политику в удобоваримые, в той или иной степени логичные, пояснения (то, что сейчас обозначают такими понятиями, как «дискурс», «нарратив» и т.п.), придавая политическим мероприятиям публичный характер.

Аксиома №4 . «Группы интересов» свои интересы (приношу извинения за тавтологию, но здесь она неизбежна), как правило, тщательно маскируют, отвлекая внимание на «негодные объекты».

Аксиома №5 . Вскрыть политические интересы а) в режиме реального времени возможно, лишь имея надежные источники достоверной информации среди членов «групп интересов» и б) постфактум по продуктам политической деятельности («По плодам их узнаете их » - Иер 23, 16 Мф 24, 4 1 Ин 4, 1 , 16.)

Само собой разумеется, что разные-всякие «експерты-политолухи» и щелкопёры, кочующие из одной ТВ-студии в другую и из одного издания в другое, понятия не имеют, о чем они говорят, когда извергают словосочетания типа «Путин считает, что…», «Байден думает, что …», «Кремль намерен…», «Белый дом рассчитывает…» и т.д. Поскольку надежных источников достоверной информации изнутри «групп интересов» у них нет, они не выглядели бы глупо, если бы анализировали имевшие место факты, а не пытались приписывать свои «рассуждения» и «анализы» лицам, принимающим решения – тем более, что те сами не всегда в курсе подлинных причин, по которым они «принимают» те или иные «решения».

Тот, кто взял на себя труд прочесть вышеизложенное, но с изложенным не согласен или изложенное не понимает, времени на чтение нижеследующего текста может не тратить.

А теперь вернемся к ситуации, сложившейся после звонка белодомовского сидельца своему российскому коллеге.

Эти строки пишутся, когда только-только объявили о санкциях США в отношении российских физических и юридических лиц, а также о выдворении из США десятка наших дипломатов.

В свете этого уже не имеют никакого смысла раздававшиеся в последние дни спекуляции о том, что Байден, якобы, «моргнул первым», осознав, что погорячился, когда угукнул и согласился с наводящим вопросом переквалицировавшегося в ТВ-обозреватели, но так в душе и оставшегося демпартийным функционером Стефанопулоса о том, что Путин – «киллер».

Аналогичным образом не имеет смысла сохранять хоть малейшие надежды на то, чтобы верить американцам.

Нужно просто вспомнить, сколько раз в относительно недавнее время американцы и их западные сателлиты обманывали наше руководство, да и что греха таить, президента Путина.

- Киевский майдан, конец 2013-го. По просьбе Барака Обамы Путин просит Януковича не применять силу в отношении укронацистских боевиков. Результат – успешный антиконституционный госпереворот и превращение Украины во враждебное России государство.

- Март 2014-го. Совет Федерации на внеочередном 347-м заседании в ответ на обращение президента РФ принял Постановление об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины – «до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране». «Формально с конца 2009 года президенту России не требуется поддержки для применения ВС РФ за рубежом — норма об «оперативном использовании ВС РФ за пределами территории РФ» была указана в законе «Об обороне» (ст. 10.1).»

- Май 2014-го. Владимир Путин после переговоров с президентом Швейцарии и действующим председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Дидье Буркхальтером обращается к населению Луганской и Донецкой областей с просьбой повременить с референдумом, аналогичным крымскому. Результат – поняв, что РФ не поддерживает Донбасс силой, укронацисты предпринимают полномасштабную карательную операцию против тех, кто стремился в Россию. Погибших тысячи и тысячи. Посредником и наблюдателем становится ОБСЕ.

Напомню, что это – организация, созданная в соответствии с Заключительным актом в Хельсинки 1975 года, главный итог которого закрепление границ, сложившихся по результатам Второй мировой войны. Где эта нерушимость? Разрушили СССР, ликвидировали ГДР, уничтожили Югославию. Почему ОБСЕ все еще жива? Почему РФ все еще осуществляет взносы в бюджет организации, никогда и нигде не проведшей ни единой – не то что успешно, а просто – миротворческой операции?

- Июнь 2014-го. «…Путин обратился к Совету федерации (СФ) с предложением отменить постановление от 1 марта, которым сенаторы дали ему право использовать вооруженные силы (ВС) России на территории Украины. Он объяснил это началом переговоров по нормализации ситуации в стране.». Вопрос: А «обстановка в этой стране» нормализовалась?

- Февраль 2015-го. Дебальцевский и Иловайский котлы. «Не получила ни подтверждения, ни опровержения информация американских СМИ о том, что Ангела Меркель выдвинула Владимиру Путину ультиматум с требованием принять условия европейского плана урегулирования под угрозой введения новых санкций, а также «благословения» Евросоюза на поставки американского оружия.» До этого, 9 февраля, в Вашингтоне прошли консультации Меркель с Обамой. Результат – силы ЛДНР прекратили наступление, было заключено Второе минское соглашение, «действующее» до сих пор.

Случаи обмана можно продолжать и каждый раз задаваться вопросом: А это обман? Или, как сказал «наше всё», «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!»?

Отсутствие здравого смысла, навязывание невнятного нарратива, нераскрытые интересы и цели совершённого во всех этих случаях вполне вписывается в аксиоматику, изложенную в начале текста.

Между тем, факты – а не широковещательные заявления – подтверждают давно известную истину, что к переговорам американцы прибегают в тех случаях, когда их цель либо предъявить ультиматум, либо оттянуть время.

Поскольку из распечаток телефонного разговора между Путиным и Байденом ультиматума не просматривается, то можно предположить, что главной целью разговора, состоявшегося по американской инициативе, было оттянуть время.

Пройдемся по перечню тем, обсуждавшихся в ходе беседы (цитирую по сайту kremlin.ru).

1. Текущее состояние российско-американских отношений. Их улучшение давно уже не входит в число приоритетов внешней политики США; Трампа из-за его идеи нормализации сожрали и не поперхнулись.

2. Туманная фраза «некоторые актуальные аспекты международной повестки дня» ничего не дает ни уму, ни сердцу – «оттяжка» не просматривается.

3. «…приглашение Президенту России принять участие в Климатическом саммите, который пройдёт в режиме видеоконференции 22–23 апреля» - наоборот, содержит вполне конкретные сроки.

4. «С обеих сторон выражена готовность к продолжению диалога по важнейшим направлениям обеспечения глобальной безопасности, что отвечало бы интересам не только России и США, но и всего мирового сообщества. Более того, Джозеф Байден высказал заинтересованность в нормализации положения дел на двустороннем треке и налаживании стабильного и предсказуемого взаимодействия по таким острым проблемам, как обеспечение стратегической стабильности и контроль над вооружениями, иранская ядерная программа, ситуация в Афганистане, глобальное изменение климата.»

Вот здесь охотничий инстинкт заставляет «сделать стойку».

Стратегическую стабильность долгие годы разрушали именно американцы. Это они вышли из договоров по ПРО, РСМД, это они милитаризуют космос, это их военные корабли нарушают наш территориальный суверенитет, задирают наших военных в Сирии, наносят ракетно-ядерные удары по силам наших – пусть ситуативных – союзников в той стране и так далее. Нас по этому пункту упрекнуть не в чем – разве что в необъяснимой нерешительности и долготерпении. Байден хочет пойти нам навстречу? С чего бы это?

С «иранской ядерной программой» все просто: Россию хотят в очередной – даже уже и не вспомнить в какой – раз поиспользовать в качестве инструмента. Это – главный тезис любого американского политика, решившегося выступить за нормальные отношения с нашей страной: Russia can be instrumental in achieving our goals… а следом ставьте Северную Корею, Сирию, Китай и дальше по списку.

«Ситуация в Афганистане». Байден не упомянул про обвинения в наш адрес, что мы, якобы, назначаем вознаграждение за убийство Талибаном (запрещенная в РФ террористическая организация) американских солдат. Это подозрительно. Он признал, что благодаря американскому присутствию в той стране поток наркотиков в нашу страну вырос в 40 раз? Он что, дурак что ли? Да и наша сторона, похоже, эту тему не подняла.

Тема «глобального изменения климата» , во-первых, не столь остра, чтобы тут было, где тянуть время, а во-вторых, это просто западня. То есть, все это отвлечение на негодный объект.

5. «В этом контексте Президент США предложил рассмотреть возможность проведения в обозримой перспективе личной встречи на высшем уровне». Вот это настоящая замануха! Ни извинения за угуканье по поводу «killer», ни дезавуирование лжи про вмешательство в выборы – давай встречаться! Знает, подлец, на чем ущучить! И ведь, ущучил!

В тот же день «Состоялся телефонный разговор Президента Российской Федерации Владимира Путина с Президентом Финляндской Республики Саули Ниинистё.».

«Президент России также проинформировал о только что состоявшемся по инициативе американской стороны телефонном разговоре с Президентом США Дж. Байденом. Условлено о продолжении контактов на различных уровнях». Финляндия, конечно, хорошая страна. Но далеко не та, чтобы ее президента информировать о только что состоявшемся телефонном разговоре с президентом США. Тем более что особо-то не принято так вот сразу разглашать содержание двусторонних переговоров. Такое делается по соглашению с противной стороной.

Значит, с Байденом было согласовано? Какой вопрос из перечисленных в пресс-релизе Кремля, касался бы Финляндии настолько, чтобы его можно было согласовать с Байденом? Ну, не Афганистан же! Скорее всего – место встречи. Хельсинки.

6. «При обмене мнениями по внутриукраинскому кризису Владимир Путин изложил базирующиеся на минском «Комплексе мер» подходы к политическому урегулированию». Украина все-таки обсуждалась. То, что о ней в пресс-релизе Кремля указано в конце, никого не должно вводить в заблуждение - см. аксиому №4. Вот ради чего Байден оттягивает время, надеясь, что ради встречи с ним Путин не отдаст приказа применить наши вооруженные силы в случае наступления укронацистов на Донбасс. Или будет взвешивать: а наступление нацистов достаточно широкомасштабное и кровопролитное, чтобы применить силу.

7. А это из белодомовского пресс-релиза: «Президент Байден подчеркнул непоколебимую приверженность США суверенитету и территориальной целостности Украины. Президент выразил нашу обеспокоенность по поводу внезапного наращивания российской военной мощи в оккупированном Крыму и на границах Украины и призвал Россию снизить напряженность. …Президент Байден … предложил провести встречу на высшем уровне в третьей стране в ближайшие месяцы.» (подчеркнуто автором)

А тем временем США перебрасывают свои вооруженные формирования со своей национальной территории в Европу. С походом кораблей ВМС США пока непонятка – может быть, жесткое заявление замминдел Рябкова подействовало?

Напомним, что для вторжения в Ирак США вели сосредоточение многонациональных сил и средств (700 000 человек, из них 500 000 – американцы, 2 500 самолетов, свыше 2 000 вертолетов, более 4 000 танков, 3 000 стволов артиллерии) с августа 1990-го по январь 1991-го.

Вот она «обозримая перспектива», вот они «ближайшие месяцы». Так что, не надо давать американцам возможности «оттягивать время» и сосредотачивать силы и средства.

И нельзя забывать, что защита нами Донбасса дело не только высокоморальное, но юридически чистое. Россия – гарант не просто Минских соглашений, но в их лице документа Совета Безопасности ООН. Давно пора силой гарантировать соблюдение документа ООН!

Тут уместно вспомнить никого иного, как бывшего госсека США Мадлен Олбрайт. Та любила говорить, что международные соглашения только тогда чего стоят, когда есть механизм их воплощения. При этом она использовала глагол enforce, корень которого «сила».

P.S. А пока писались эти строки, пришло сообщение, что посол США был вызван в МИД РФ.



Автор, Сергей Духанов – журналист-международник, американист. Работал собственным корреспондентом Агентства печати «НОВОСТИ» в Канаде (Оттава, 1990-1992 г.г.) и шефом американского бюро (Вашингтон, 1996-2001 г.г.) газет «Business MN», «Деловой мир» и «Интерфакс-АиФ».

Фото: rcinet.ca