7 марта объекты Saudi Aramco в Королевстве Саудовская Аравия (КСА) подверглись атакам дронов, которые были оснащены взрывными устройствами. Среди прочих, целью стал и резервуар для хранения нефти в экспортном терминале в порту Рас-Таннура на побережье Персидского залива, который является крупнейшим экспортным хабом страны, где в трех терминалах производится отгрузка всех ключевых сортов нефти королевства, а также продукты нефтепереработки.
После заявлений местных жителей о взрывах в Даммаме, Дахране и Хобаре, Саудовское агентство печати (САП) сообщило, что нефтебаза Saudi Aramco Рас-Таннура подверглась со стороны моря атаке беспилотников, а шрапнель от удара баллистической ракеты упала рядом с жилым районом в Дахране. Впрочем, фактов о жертвах и разрушениях пока что нет.
САП также отмечает, что Министерство обороны Саудовской Аравии утверждает о перехвате баллистической ракеты, обломки которой как раз и упали в Дахране.
Несмотря на то, что атака повлекла за собой минимальный ущерб, в американском аналитическом центре Stratfor , уже заявили о вероятной причастности Ирана или Ирака, с территории которых, вероятно, и производился налет.
При этом отмечается, что атака во многом напоминает нападение на завод первичной обработки нефти в Абкайке на востоке Саудовской Аравии и нефтеперерабатывающий завод на месторождении Хурайс, которое произошло 14 сентября 2019 года. Как и тогда, атака, хоть и была первоначально заявлена, но произошла на большем удалении от Йемена, чем предполагается установленными схемами нападений.
В свою очередь в королевском дворе Саудовской Аравии сообщили The Wall Street Journal, что нападение было совершено не со стороны Йемена, и что все признаки указывают на Иран, хотя неясно, было ли нападение совершено непосредственно из Ирана или Ирака.
На фоне новостей об атаках цена на марку Brent поднялась в воскресенье выше 70 долларов за баррель, хотя потом и потеряла часть позиций, опустившись ниже указанной психологической отметки.
Американские эксперты, которые, впрочем, и ранее поддерживали негативные настроения Белого дома в отношении Тегерана, осторожно отмечают, что нападение, скорее всего, было организовано с территории Ирана или Ирака, а не Йемена. При этом подчеркивается, что ранее хуситы не демонстрировали технических способностей достать до столь удаленных целей, как Рас-Танура и Дахрана.
При этом факт удара со стороны моря подтверждает, что нападение проводилось именно с востока или же с севера.
Напомним, что в прошлый раз атаки беспилотников проводились 23 января на королевский дворец в Эр-Рияде, при этом они были запущены, как отмечают в американских военных кругах, из Ирака.
Американцы также считают пока преждевременным обвинять хуситов в совершении воздушных атак. Хотя это шиитское движение и связано с иранцами, в том числе и с Корпусом стражей исламской революции (КСИР).
Одной из причин нападения может быть и визит 2 марта начальника Генерального штаба Вооруженных сил Саудовской Аравии Файяда аль-Рувайли в Багдад, где он встретился с министром обороны Ирака Джуной Инадом.
При этом, согласно Arabic Post, визит аль-Рувайли был частично вызван опасениями по поводу того, что подземные туннели в провинции Анбар используются для размещения и транспортировки баллистических ракет. В ответ иракские отряды из Сил народной мобилизации вполне могли попытаться ответить на визит и заявления саудита нападением. Тем не менее, подобные сообщения на наш взгляд нуждаются в тщательной проверке.
При этом, анализируя сообщения американских СМИ и аналитических центров, несомненно, важно понимать, что пришедший к власти Джо Байден и его команда хоть и заявляют, что намерены реанимировать «ядерную сделку» с Ираном, но одновременно планируют бороться с огромным влиянием Тегерана в регионе.
Так, в ответ на обстрел авиабазы Эрбиль 16 февраля, Пентагон нанес удары по иранским формированиям в Сирии
Не секрет, что Саудовская Аравия является давним партнером Соединенных Штатов, даже несмотря на имеющиеся проблемы между двумя странами, а также противником Ирана в борьбе за влияние на Ближнем Востоке.
Так что по логике вещей обвинения со стороны саудитов в адрес Тегерана в его причастности к мартовской атаке продиктованы стремлением продемонстрировать Вашингтону свою готовность отвечать геополитическим интересам новой американской администрации во главе с Джо Байденом. Хотя, справедливости ради, следует признать и то, что с учетом того положения, которое имеет КСИР в регионе, Иранское руководство загодя знало о готовящейся атаке.
Фото: rusvesna.su