А европейская ядерная энергетика, похоже, возвращается в строй
Еще несколько недель назад среди европейских экспертов бытовало мнение, что ЕС никогда не будет финансировать развитие АЭС. Сейчас вся колода перетасовалась. В конце марта в Брюсселе по инициативе МАГАТЭ и Бельгии прошел саммит по атомной энергии.
Показательно, что это мероприятие — не ЕСовское, и все же его посетила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. До этого она не особо жаловала этот вид топлива. Даже слово «ядерный» она произнесла два раза — в речи «О состоянии Союза» в сентябре пошлого года, да и то в контексте угрозы ядерной войны, — и позже, говоря об угрозе Запорожской АЭС. Так что ее участие в заседании — достаточно символичный сигнал.
Правда, возникло мнение, что визит мог быть вызван предстоящими выборами в европейские органы власти, где она претендует на второй мандат, и ссориться со сторонниками европейского атома как раз сейчас не время.
А вот в самом Евросоюзе нет согласия по поводу перспектив атомной энергетики. Еще в марте 2021 года руководители семи государств во главе с Францией (а это Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Словения), обратились к Еврокомиссии с призывом обеспечить ядерной энергетике равные условия развития и финансирования. Против выступили Германия, Австрия и Испания. Но такой текст все же был принят год спустя.
В 2023-м к этим семи государствам присоединились Болгария и Хорватия. Таким образом, страны-сторонницы ядерной энергии получили «блокирующее меньшинство», и в итоге атом был официально признан «низкоуглеродным источником энергии», но для производства водорода. А на нем, как предполагается, будет работать все.
«Ядерная энергетика возвращается в строй повсюду в мире, — считает исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бирол. — Она помогает и в борьбе с изменением климата, и в достижении энергетической безопасности, и просто позволяет производить электроэнергию непрерывно».
Тем временем Франция, возглавляющая инициативную «ядерную» группу, решила создать на своей территории центр по переработке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). То есть это невыгоревший уран-235, уран-238 и изотопы плутония, которые уже прошли ядерный цикл на АЭС, но их можно переработать и произвести новое ядерное горючее. Это и экономия, и минимизация их излучения при захоронении.
На мировом рынке «переработчиков» — всего 4 игрока: «Росатом» (43%, он главный поставщик), европейская группа Urenco (31%), китайская CNNC, которая обслуживает свой внутренний рынок, и французская Orano (12%).
Сейчас Франция перерабатывает свое топливо у компании Tenex, это дочернее предприятие «Росатома». В 2018 году французский производитель электроэнергии EDF заключил с ней контракт на 600 миллионов евро.
«Росатом» не находится под западными санкциями, и вроде бы никакой срочности менять партнера нет. Но французы решили перестраховаться, поскольку других возможностей переработки топлива у них нет, и, случись что, страна окажется в затруднительном положении.
Полгода назад во Франции был принят документ под названием «Стратегия развития энергетики и климата», и там уже была упомянута возможность запуска подобного комплекса. А несколько дней назад на АЭС Cruas в департаменте Ардеш, на юге Франции, был запущен, вернее, перезапущен первый комплекс по переработке урана.
EDF объявила, что ведет переговоры о строительстве крупного перерабатывающего предприятия в Западной Европе к 2030 году. Пока известно, что крупная строительная компания Vinci Construction выиграла тендер на возведение во Франции дополнительных мощностей по переработке топлива на уже существующих АЭС, построенных ими же десятилетие назад.
«Работы начнутся уже летом 2024 года и по нашим расчётам займут 32 месяца, — говорится в коммюнике компании, — из них 25 месяцев уйдет на инженерные работы. А потом мы планируем, что на возведение понадобится 35000 кубометров бетона, 4500 тонн арматуры и 500 антисейсмических платформ».
Цена стройки — 1,7 миллиарда евро. Цель — увеличить на треть возможности по обогащению урана, что в результате позволит обеспечить электроэнергией 120 миллионов домохозяйств, ну и добиться большей независимости от России. Первые поставки электричества запланированы на 2028 год.
Великобритания тоже делает ставку на рост доли атомной энергетики: сейчас она составляет 16 процентов потребностей страны в электричестве, а к 2050 году они рассчитывают выйти на 25 процентов.
Для этого Британии понадобится дополнительно вложить до 2030 года 763 миллиона фунтов — почти 900 миллионов евро. К финансированию и участию решено привлечь промышленных воротил — BAE Systems, Rolls-Royce, ту же французскую EDF или Babcock.
При этом правительство решило вернуться к эксплуатации АЭС Уилфа в Уэльсе, на острове Англси. Этот проект заморозили в 2019 году из-за дороговизны и продали все вместе с землей японской Hitachi. Теперь решено эту территорию выкупить обратно и начать все сначала.
Но есть еще стройка века — реактор Хинкли Пойнт Си. Ввод в строй стоял в графике на 2029 год, но теперь планы скорректировали на 2031-й. Главная незадача — нехватка квалифицированной рабочей силы.