Зачем НАТО расширяет миссию в Ираке?

20 февраля 2021 года Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг объявил, что НАТО увеличит свою миссию в Ираке с 500 военнослужащих примерно до 4000.

foto

Twitter.com

Напомним, что, согласно официальным заявлениям, Североатлантический альянс занимается в Ираке обучением и оказанием помощи местным военным и силам безопасности в предотвращении возрождения запрещенной в России террористической организации ИГИЛ.

Силы народной мобилизации (СНМ), известные также как Хашд аш-Шааби и выступающие за полный вывод американских войск из Ирака, пока не прокомментировали заявление Столтенберга. Тем не менее, депутат парламента страны Наем Аббуди, представляющий Асаиб Ахль аль-Хакк, шиитскую исламистскую военизированную группировку, входящую в СНМ, заявил, что решение НАТО является «предлогом для повышения роли американских войск в Ираке».

В аналитическом центре IHS Global Insight подчеркивают, что расширение миссии НАТО отвечает интересам официального Багдада, поскольку призвано поддержать программу премьер-министра Мустафы Аль-Кадими по реформированию иракских институтов безопасности, тем самым ослабив влияние СНМ.

При этом американские эксперты признают, что военные Североатлантического альянса наверняка будут восприниматься СНМ в качестве прямой угрозы, которая должна быть ликвидирована.

Аналитики Global Insight не исключают возможности того, что недавние ракетные обстрелы авиабазы Балад (20 февраля) и особенно Международной зоны в Багдаде (22 февраля), помимо всего прочего, могли быть спровоцированы и предстоящим расширением контингента НАТО. Тут, впрочем, вынуждены заметить, что на авиабазе представителей военного альянса уже нет, там хозяйничают иракские военные и небольшая группа подрядчиков компании «Саллипорт» с их штаб-квартирой.

В свою очередь аналитики Института Ближнего Востока (ИБВ) отмечают, что в заявлении Йенса Столтенберга говорится о борьбе с угрозой усиления ИГИЛ, но нет ни слова о шиитских группировках, поддерживаемых Ираном, а также о самом Тегеране. Что интересно, в упомянутых атаках 20 и 22 февраля в НАТО обвинили как раз шиитов, даже, несмотря на то, что со слов верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи в стране вообще введен временный запрет на любые атаки по американским представителям. Официально же ответственность за нападение взяла на себя малоизвестная шиитская военизированная группировка «Сарайя Аулия аль-Дам», что переводится с арабского языка как «Бригада стражей крови».

В ИБВ также отмечают, что расширение контингента НАТО предназначено, в первую очередь, для проведения ротации уже имеющихся военных и инструкторов.

Для США же, которые и возглавляют коалицию в Ираке, это повод показать свой отход от наследия Трампа. Напомним, бывший президент работал над выводом американских военных из Ирака, а также из Афганистана. Байден же, в рамках возвращения к политике, проводимой, в том числе и Обамой, меняет курс Вашингтона и наоборот – намерен наращивать американское военное присутствие в разных регионах. 

Другой целью, которую преследует Вашингтон, является попытка показать возрождение Североатлантического альянса в рамках различных военных конфликтов после периода Трампа. Также в ИБВ отмечают, что несмотря ни на что, коалиция и США продолжат обеспечивать поддержку наблюдения и проведения авиаударов по спящим ячейкам ИГ в пустынных и горных районах, которые проводят иракские силы безопасности.

В итоге отметим, что до тех пор, пока требования СНМ не будут выполнены (что крайне маловероятно), существует большая вероятность того, что последуют и новые атаки на объекты международной коалиции.

Частота и масштаб нападений в свою очередь будут зависеть от степени прогресса иранско-американского дипломатического взаимодействия и ослабления санкций в отношении Ирана.

При этом медленный прогресс, или же его отсутствие, как считают эксперты, приведет к усилению атак на американских военных, посольство, а также американских подрядчиков, работающих на энергетических объектах южного Ирака.

Фото: Twitter.com