Жесткой границе – жесткие дебаты

Британцы готовы пересмотреть один из ключевых договоров по Брекзиту

В ближайшие дни Британия может начать дискуссию о выходе из «Протокола по Северной Ирландии», заявила министр иностранных дел Королевства Лиз Трасс. Она и ее коллеги по кабинету полагают, что условия этого договора создают неприемлемые для внутренней политики Великобритании условия. Впрочем, не все члены правящей консервативной партии согласны с этим.

foto

thesun.co.uk

Напомним, что во время мучительных переговоров с ЕС по условиям Брекзита вопрос о статусе Северной Ирландии обсуждался долго и яростно и не только Лондоном и Брюсселем, но и внутри самого Соединенного королевства.  Цель дискуссий состояла в том, чтобы определить статус границы между Северной Ирландией, провинцией Великобритании, и Республикой Ирландия, которая оставалась членом Евросоюза.

Если установить «жесткую» границу между двумя территориями, то это наверняка означало бы фактический отказ от Договора Святой Пятницы, который был подписан в 1998 году и положил конец тридцатилетней вражде в регионе. В результате «Протокол по Северной Ирландии» предусматривает, что она остается в едином европейском рынке и, значит, свободный обмен товарами между двумя частями Ирландии остается как и прежде в силе. Но при этом получалось, что таможенная граница между Великобританией и Северной Ирландией проходит по Ирландскому морю. А для североирландских юнионистов, которые выступают портив отделения провинции от Великобритании, это своего рода новая, хоть и символическая граница с Родиной. Еще во время обсуждения прорицатели обещали, что после принятия такого договора как минимум трения по этому вопросу неизбежны.

Дальше Демократическая юнионистская партия, DUP, подняла большой шум, что спровоцировало нешуточный кризис в Северной Ирландии. Премьер-министр Пол Гивэн подал в отставку. Вслед за ним ушла вице-премьер Мишель О’Нил. Она из республиканской партии Шинн Фейн, которая вместе с DUP делила власть в провинции. Юнионисты уже несколько месяцев грозятся пустить под откос вообще все правительство, если не будут урегулированы таможенные вопросы и Протокол не будет пересмотрен.

«Протокол Джонсона, который обсуждался в 2019 году, был ужасен, поскольку Северной Ирландии отводилась второстепенная роль. Возмущение юнионистов можно понять. Джонсон либо невнимательно прочитал свой собственный проект Протокола, либо, что более вероятно, он прекрасно понимал, к каким последствиям все это приведет, и думал, что как-нибудь вернемся к этому вопросу попозже», – считает профессор политических наук Ливерпульского университета Джонатан Тондж.

Новое законодательство, над которым станет размышлять правительство Соединенного Королевства, скорее всего будет предусматривать систему двух коридоров – «красного» и «зеленого». Товары, отправляемые из Королевства в Северную Ирландию и предназначенные для потребления внутри провинции, пойдут по «зеленому» и будут освобождены от таможенных пошлин. А те, что отправятся из Великобритании в Северную Ирландию с последующим реэкспортом в Республику Ирландия или в любую страну ЕС, пойдут через «красный» и их будут контролировать таможенники Северной Ирландии.

Еще один ключевой элемент проекта – лишить Европейский Суд справедливости права разрешать всяческие торговые разногласия, касающиеся Северной Ирландии. Вместо него будет создан некий «независимый арбитраж». Но как это все станет работать, не знает пока никто.

Еще один важный пункт для обсуждения: Северная Ирландия будет пользоваться теми же налоговыми льготами, что и Великобритания.

Евросоюз, естественно, категорически против такого статуса Северной Ирландии. «Действовать в одностороннем порядке вообще не конструктивно. А нарушать международные соглашения неприемлемо», – заявил на пресс-конференции Марош Шефчович, еврокомиссар, который как раз и отвечает за соблюдение договора по Брекзиту. В прошлом году против Британии уже была запущена судебная процедура за нарушение Протокола. Но позже ее приостановили. Теперь еврокомиссар объявил, что пауза отменяется и процедура запускается вновь. Это означает, что Лондону дается два месяца на объяснения, после чего делом займется Европейский суд справедливости. Дело скорее всего закончится либо крупным штрафом, либо очень крупным штрафом. Но Шефчович, совсем не исключая, что проект станет законом, все же надеется, что договориться можно.

Что же до самой севроирландской экономики, то она потеряет много. Раньше размытая граница с Ирландией позволяла ей практически беспошлинно ввозить товары из Евросоюза и экономические показатели в какой-то момент даже немного превысили британские. Поэтому вице-премьер Северной Ирландии Мишель О’Нил заявила, что «своим проектом Джонсон расшатает нашу экономику и поставит под удар рабочие места». Профессор политологии университета Белфаста Кэти Хэйуорд считает: «Пересмотр Протокола совсем не в интересах наших предприятий. Правительство Джонсона не думает о торговле и инвестициях в Северную Ирландию. В итоге мы получим огромный вопросительный знак в вопросе о нынешнем юридическом статусе провинции».

Тем не менее, никаких гарантий того, что британский парламент проголосует за проект, пока нет. Даже многие товарищи нынешнего премьера по партии не понимают, как можно вообще нарушать международные соглашения. Достаточно вспомнить, что на недавнем голосовании по вотуму доверия против Джонсона высказались 148 консерваторов. Это много, хоть и не большинство.

«Многие парламентарии, выступающие против Джонсона, не имеют своего собственного видения по вопросу о Протоколе, но ни за что не упустят возможности просто поставить премьер-министра в трудное положение, – считает Джоната Тондж. – Учитывая этот фактор, возможность принятия Протокола я бы оценил в фифти-фифти».

Фото: thesun.co.uk