14 декабря все еще действующий президент США Дональд Трамп ввел новый пакет санкций в отношении Турции из-за покупки Анкарой российских систем ПВО С-400.
Ограничения подразумевают запрет на все американские экспортные лицензии и разрешения турецкому Агентству оборонных закупок, Президентству в оборонной промышленности (SSB). Кроме того предусматривается замораживание активов и визовые ограничения в отношении высокопоставленных должностных лиц SSB, включая президента организации – Исмаила Демира.
Анализируя данное событие, эксперты IHS Global Insight подчеркивают, что администрация Трампа, скорее всего, была мотивирована необходимостью ввести санкции до того, как избранный президент Байден вступит в должность в январе 2021 года. Помимо этого, ограничительные меры не затрагивают экономические аспекты двустороннего сотрудничества и, по всей видимости, касаются исключительно военных аспектов для того, чтобы максимально сократить урон отношениям двух стран.
Позволим себе не согласиться с американскими аналитиками. Санкции, введенные согласно Закону "О противодействии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA), окажут влияние не только на конкретных лиц, связанных с оборонкой, но и ударят по турецкому военному экспорту. Тем самым будет нанесен ущерб всей отрасли, что, безусловно, негативно скажется на экономике Республики, которая в настоящее время и так находится в весьма плачевном состоянии (Подробнее о проблемах экономики Турции читайте в нашем материале).
Начиная с 2019 года, оборот турецкой оборонной промышленности показал значительный рост, достигнув показателя в 11 миллиардов долларов США, из которых более 3 миллиардов долларов пришлось на экспорт. Анкара поступательно работала над сокращением своей зависимости от импорта вооружений и технологий. Тем не менее, около трети всех проектов SSB связаны с американскими технологиями, которые непосредственно подпадают под введенные санкции.
В IHS Global Insight заявляют, что введенные ограничения вряд ли повлияют на оборонное производство Турции в течении ближайшего года, поскольку Анкара все же накопила достаточно материалов и комплектующих для обеспечения базовых потребностей отрасли.
Рискнем еще раз не согласиться с американцами. Анкара уже не первый раз попадает под американские, а также европейские санкции в оборонной сфере. Причин тому много, это и амбиции турецкого руководства в Восточном Средиземноморье, и операции турок в Сирии, и военное присутствие в Ливии, и миграционные вопросы, и т.д. При этом страдают в первую очередь те военные сферы, в которых Анкара испытывает наибольшую потребность, поскольку полностью зависит от импорта.
Это – современная оптика, авионика, видеокамеры и иное оборудование, которое необходимо Анкаре для установки на летательных аппаратах, включая беспилотники Bayraktar TB-2, которые на сегодняшний день являются основным вспомогательным средством турецких военных на поле боя.
Подробнее об уже введенных ограничениях США против Турции читайте в нашем материале «Американское давление на Анкару усиливается».
Новые санкции США, скорее всего, повлияют на продолжающуюся модернизацию истребителей F-16 и производство турецких ударных и транспортных вертолетов T-129 ATAK и T-70, а также корветов класса MILGEM, истребителей TF-X и учебных самолетов Hurkus.
Вводимые американцами ограничения, вероятнее всего, будут препятствовать поставкам турецких вооружений в третьи страны, включая Украину и Пакистан. Кроме того, Конгресс США заморозил все крупные продажи американского оружия Турции почти на два года, в очередной раз не позволив Анкаре купить новейший F-35, и значительно осложнил возможность турок не то что наращивать, а сохранить в прежних объемах экспорт оружия.
Например, Турция и Пакистан подписали в 2018 году сделку на сумму 1,5 миллиарда долларов США на вертолеты турецкого производства T-129 ATAK. Планировалась также поставка 24 вертолетов на Филиппины, но реализация договоренностей оказалась отложена после того, как власти США отказались выдать экспортную лицензию на поставку двигателей CTS800.
В декабре 2020 года стало известно о достигнутом соглашении Турции и Украины о производстве для Киева корветов и ударных беспилотников. Само собой, данные контракты также находятся под угрозой срыва из-за нового пакета американских санкций.
Комментируя будущее американо-турецких отношений отметим, что с приходом новой администрации в январе 2021 года в Белом доме, вероятнее всего, сохранят введенные санкции, но постараются оставить себе пространство для маневра, апеллируя к тому факту, что команда Байдена напрямую никак не связана с политикой Трампа в отношении Анкары.
Добавим также, что, согласно законам США, в том числе и «О национальной обороне» (NDAA), глава государства имеет право приостановить действие санкций сроком на 180 дней в случае, если Турецкая Республика сумеет подтвердить, что предпринимает шаги по сокращению своих военных связей с Россией. При этом в IHS Global Insight подчеркивают, что деактивации С-400 Соединенным Штатам будет недостаточно, так как NDAA требует полного удаления этой системы из Турции. В Анкаре на такой шаг не пойдут, что позволяет прогнозировать не только сохранение введенных ограничений, но и в обозримой перспективе принятие еще более широких санкций в случае, если новые американские власти не сумеют найти компромисса с турками по данному вопросу.
Аналитики Института Ближнего Востока также отмечают, что на сегодняшний день санкции в отношении Турции пользуются значительной поддержкой как в Конгрессе, так и в Сенате США. Помимо этого, российские эксперты отмечают, что ограничения введены только в адрес кредитных линий по закупке вооружений у американцев, но не затрагивают остальных членов НАТО. В данном контексте подчеркивается, что в обозримой перспективе, в случае принятия новых санкций, может быть применен механизм, ограничивающий возможность поставок через третьих лиц, что еще больше ударит по экономической системе Турции.
Вероятнее всего, для предотвращения новых ограничений, в Анкаре попробуют предпринять попытку укрепить свои позиции в НАТО как союзника, способного уравновесить российское влияние в Ливии, Сирии, на Ближнем Востоке и на Кавказе, а также помочь администрации Байдена оказать дополнительное давление Иран.
Впрочем, отметим, что, Турция, конечно, проводит активную внешнюю политику, но и в Москве, и в Вашингтоне, и в североатлантическом альянсе понимают – Анкара имеет определенное влияние в указанных регионах, но ее возможности куда более скромные, чем российские, в том числе и по экономическим причинам.
Соответственно, в среднесрочной или долгосрочной перспективе администрация Байдена, скорее всего, расширит санкции в отношении оборонного и энергетического секторов Турции, если Анкара продолжит свою активность в Восточном Средиземноморье. Но вместе с тем американцы по-прежнему будут избегать введения чрезмерно жестких экономических и политических ограничений, которые заставят турок искать новых союзников и наращивать сотрудничество с Россией или Китаем.
Показатели изменения рисковой среды
Возрастающие риски:
* Европейский Союз, вероятнее всего, введет новые санкции в отношении Турции во время своего саммита в марте 2021 года в связи с турецкой активностью в Восточном Средиземноморье, что свидетельствует о перспективах дальнейшего ухудшения отношений Турции с Европой.
* Активация Турцией С-400 с большой долей вероятности приведет к дальнейшим санкциям в рамках CAATSA со стороны США, которые при подобном сценарии будут нацелены, вероятнее всего, уже и на финансовый сектор Республики.
* Американские СМИ в последнее время все активнее пишут о намерении Байдена начать наносить «удары» не только по оборонной сфере, но и по финансовому сектору Турции, подчеркивая, что двусторонние отношения стран все больше ухудшаются, пробивая очередное дно.
* В случае, если Байдену удастся найти точки соприкосновения для диалога с Ираном по вопросу разрушенного Трампом Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), значение Турции в противодействии Ирану резко снизится, тем самым лишая Эрдогана одного из немногих козырей в диалоге с Вашингтоном.
Сокращающиеся риски:
* Турция по-прежнему готова играть одну из ключевых ролей в американо-иранском противостоянии, что может сыграть ключевую роль в ослаблении давления Вашингтона на Анкару.
* Halkbank, который ранее признал попытки обхода американских санкций в адрес Ирана и обещал улучшить внутренний контроль в обмен на штраф, а не более серьезные ограничения США, тем самым снизил риски широких санкций, направленных против финансового сектора Турции.
* США все еще предоставляют Турции альтернативы С-400, такие как THAAD или PATRIOT, в обмен на то, что Турция навсегда законсервирует российские ПВО С-400, что отставляет Анкаре открытым окно возможностей для попытки налаживания контактом с Вашингтоном по данному вопросу.