Как до России доходят люксовые тачки и когда-то популярные, но теперь дорогие медикаменты из Германии
Берлин и примкнувший к нему Париж, которые на словах ратуют за усиление санкционного давления на Россию, на самом деле ведут двойную игру. Так, «локомотивы Евросоюза» выступили против намерения Брюсселя перекрыть лазейку, позволяющую поставлять Белоруссии значительное количество автомобилей класса люкс. Они предлагают в своих корыстных интересах задуматься о разделении 14-го пакета рестрикций против Москвы и аналогичных мер против Минска, чтобы успеть заключить текущие соглашения до ежегодного саммита G7, который пройдет в Италии 13-15 июня. На нем, как известно, речь как раз и будет идти о строгом соблюдении ограничений.
«Санкции в отношении Беларуси ЕС ввел еще до начала украинского кризиса, наказывая Минск за фальсифицированные президентские выборы 2020 года, на которых автократ Александр Лукашенко объявил себя победителем и подавил мирные протесты», — утверждает издание Politico.
Германо-французский тандем исходит из того, что эти ограничения не являются столь обширными и жесткими, как против Кремля. Это дает возможность использовать Белоруссию, заключившую Таможенный союз с РФ, как «перевалочный пункт» для подсанкционных товаров, которые отправляются дальше на восток.
С 2021 года импорт автомобилей из ЕС в Белоруссию, в первую очередь — из Германии, вырос вчетверо. В прошлом году он составил $2,6 млрд. Эти данные распространила Германская экономическая команда (The German Economic Team, GET). Данная организации по поручению правительства ФРГ консультирует власти Украины, Молдавии, Косово, Армении, Грузии и Узбекистана по вопросам преобразования экономики. Ранее в круг ее интересов входил и Минск, но на данный момент отношения с ним заморожены.
Так вот, в рамках этого автопотока зафиксирован наибольший рост в секторе машин класса люкс. Из общего объема такая доля «потянула» аж на $1,4 млрд (!). Эксперты справедливо полагают, что столько продвинутых тачек белорусам, не привыкшим к роскоши, точно не нужно. А это однозначно говорит о том, что они переправляются дальше — в Россию.
Интересен подход немецких дипломатов, которых журналисты Politico опросили на условиях анонимности. Они отметили, что официальный Берлин поддерживает меры, направленные против обхода санкций, но считает, что в первую очередь необходимо бороться с поставками товаров военного назначения. А на остальное можно смотреть более снисходительно.
У нас принято считать Германию крупнейшим в мире экспортером автомашин. Думаю, что у китайцев другое мнение. Менее известно, что ФРГ — еще и мировой лидер в поставках лекарств. Страну даже называют «всемирной аптекой». Основу заложил еще в 1668 году Фридрих Якоб Мерк, который в Дармштадте (юго-запад Германии) открыл фармацевтическую компанию, считающуюся сейчас старейшей в мире. И пошло-поехало. Кто не знает знаменитый аспирин фирмы Bayer из Леверкузена? Правда, в конце прошлого века фармацевтика стала утрачивать былые позиции под напором конкурентов (США, Швейцарии, Великобритании, Франции). Но нынче отрасль постепенно возвращает себе передовые позиции, наращивая инвестиции в научные исследования и разработку новых препаратов.
Недавно та самая старейшая компания Merck в присутствии канцлера Олафа Шольца заложила символический камень в фундамент нового научного центра. В начале 2027 года примерно 550 сотрудников приступят здесь к разработке антител, мРНК-препаратов и другой биотехнологической продукции. В строительство и, главное, в оснащение центра новейшим оборудованием Merck вложит около 300 млн евро.
Все бы ничего, но во время пандемии COVID-19 выяснилось, что Германия попала в сильную и даже опасную зависимость от Китая и Индии. В случае нарушения по каким-то причинам цепочек поставок бундесбюргеры могут остаться без производимых этими странами популярных и доступных лекарств, а фармацевтическая промышленность — без необходимого сырья. Кстати, более 40% жителей ФРГ, согласно опросам, уже лично сталкивались с перебоями в снабжении медикаментами.
Еще одна серьезная проблема — это резкое удорожание продукции, что обусловлено отказом Берлина от дешевого российского газа и атомной энергетики. Отрасль требует госсубсидий, но пока их в должном объеме не получила. Поэтому немецкие фирмы (вслед за автопромом) начали переносить свои производства в США и Великобританию, где дешевле электроэнергия и не столь строги и многочисленны бюрократические препоны.
Ограничения после начала СВО кардинально изменили структуру немецкого экспорта в Россию. С 1922 года главной его статьей является фармацевтическая продукция, на которую из гуманитарных соображений не наложены санкции Евросоюза. Однако и эти поставки сокращаются из-за дороговизны лекарств. По данным Евростата, импорт фармацевтики из Евросоюза в Россию в январе-феврале 2024 года в денежном выражении составил 1,37 млрд евро, что на 14,4% меньше, чем за тот же прошлогодний период. Германия в первые два месяца экспортировала в нашу страну медикаментов на 354,8 млн евро (-17,2%). Так что поставки падают. Это тоже не на руку немецким фармацевтам.
До чего все же дошла еще недавно процветавшая не без помощи нашей страны немецкая экономика! Теперь «Мерсы» класса люкс, которые продавались в России как горячие пирожки, приходится переправлять козьими тропами, а поставки лекарств сокращать из-за их вынужденного удорожания... Разве это достойный Geschäft?