О последствиях референдума в Алжире

На прошедшем 1 ноября в Алжире общенациональном референдуме по поправкам в конституцию предложения о внесении изменений набрали 66,8% голосов, о чем уже 2 ноября заявил глава Национальной независимой избирательной комиссии (ANIE) Мохамед Чарфи. Впрочем, явка, несмотря на все многочисленные меры, которые предприняли власти страны, составила всего 23,7%.

На прошедшем 1 ноября в Алжире общенациональном референдуме по поправкам в конституцию предложения о внесении изменений набрали 66,8% голосов, о чем уже 2 ноября заявил глава Национальной независимой избирательной комиссии (ANIE) Мохамед Чарфи. Впрочем, явка, несмотря на все многочисленные меры, которые предприняли власти страны, составила всего 23,7%.

Напомним, что данный референдум должен был завершить год, ставший для Алжира чередой политических, экономических и дипломатических потрясений и проблем. На сегодняшний день Алжир переживает глубокий финансовый кризис, который обусловлен в первую очередь высокой зависимостью от экспорта углеводородов, цены на которые упали на фоне пандемии COVID-19.

Отметим также, что низкая явка является характерной особенностью для выборов в Алжире, а небольшое количество вносимых поправок также не вдохновило простых алжирцев отправиться на избирательные участки. Свою роль сыграл и призыв оппозиции бойкотировать плебисцит.

Поправки в конституцию Алжира были разработаны группой экспертов на основе более чем 5 тысяч предложений, утверждены правительством, а затем одобрены верхней и нижней палатами парламента.

Пакет поправок подразумевает укрепление разделения властей в отношении прерогатив президента, главы правительства и парламента, судебной системы и борьбы с коррупцией. Помимо этого, изменения закрепляют Ислам в качестве основной религии государства, а также говорят о важности для Алжира таких понятий, как демократия, плюрализм, социальная справедливость. Впрочем, как отмечают эксперты Института Ближнего Востока, остается неясным, как данные цели будут достигаться и возможно ли это в современных реалиях Алжира.

Поправки, помимо всего прочего, наделяют президента правом с одобрения парламента отправлять войска за границу для участия в миротворческих операциях, тогда как ранее военные Алжира, которые чаще всего подчиняются только самим себе, придерживались политики невмешательства.

Подобные изменения могут означать, что власти Алжира намерены играть значительно более важную роль в политических, экономических и военных процессах в Северной Африке, Сахельском регионе, в странах Африки к Югу от Сахары, а также на Ближнем Востоке.

Несмотря на то, что конституционные поправки были призваны увести стану от авторитаризма, сбалансировать власть и государственные институты, на деле основной закон по-прежнему предоставляет широкие полномочия президенту по ключевым назначениям в правительстве, в том числе разрешая ему увольнять премьер-министра.  Кроме того, глава государства, несмотря на введенные незначительные изменения, по-прежнему сохраняет значительный контроль над судами, судебной системой в целом и правоохранительными органами.

Помимо прочего, конституция вводит ограничение сроком на 30 дней при введении чрезвычайного положения, а продление становится возможным лишь в рамках заседания совместной парламентской сессии.

Эксперты американского аналитического центра «Stratfor» подчеркивают, что поправки в конституцию Алжира приведут к усилению роли премьер-министра. Представители оппозиции опасаются, что это даст ему неоправданно высокие полномочия над исполнительной властью, тем более что изменения в основном законе все еще предоставляют президенту значительную власть над премьер-министром. Тем самым жесткий контроль со стороны главы государства и его первого «заместителя» по-прежнему остаются реальностью политического поля Алжира.

В свою очередь эксперты IHS Global Insight подчеркивают, что осуждение поправок в конституцию со стороны движения «Хират», призывавшего бойкотировать референдум, приведет к демонстрациям в таких городах, как Буира, Беджая, Тизи-Узу и других. При этом аналитики отмечают, что протесты, вероятнее всего, будут носить мирный характер. Впрочем, одновременно указывается и на присутствие в этих городах большего количества сил безопасности.

Подчеркивается также, что в сложившихся условиях, несмотря на то, что военные поддержали поправки, они будут стараться дистанцироваться от прямого вмешательства в конфликт с протестующими. При этом подчеркивается, что силовой блок, вероятнее всего, будет иметь определяющий голос в процессе принятия решений о мерах, которые следует применять в отношении митингующих.