Альянс попросил Испанию напрячься.
22 января испанский фрегат «Блас де Лесо» вышел из порта Ферроль в Галисии и направился в сторону Черного моря. На борту флагмана испанского флота длиной в 146 метров – 220 матросов и офицеров. Судно напичкано радарами SPY-1D и системами ПВО Aegis. Все это добро выдвинулось на морские учения НАТО.
Несколькими днями раньше испанский минный тральщик «Метеоро» покинул порт Лас Пальмас на Канарах и присоединился к другой натовской военно-морской группировке, которая патрулирует берега Болгарии и Румынии. В феврале шесть истребителей Еврофайтер вылетели из Испании в Болгарию.
Когда министр обороны Испании объявила о всех этих маневрах, в Пиренейском иберийском королевстве началось бурление. Партия «Подемос», входящая вместе с социалистами в правящую коалицию, прочно стоит на антивоенных позициях. Дошло до того, что она отказалась принять участие в торжествах, посвященных 40-летию вступления страны в НАТО. Министр равноправия и член партии Ирене Монтеро заявила следующее: «Подемос»не только не приемлет учащения маневров наши кораблей и самолетов в этих зонах, но и считает, что расширение НАТО за счет Украины и Грузии в интересах США не имеет никакого смысла». В коммюнике она напомнила, что «Испания остается антивоенной страной». Это был лозунг манифестаций 2003 года, когда тогдашний премьер Аснар решил участвовать в военных действиях в Ираке.
И тут на только что закончившемся мадридском саммите НАТО происходит следующее. По подсчетам Североатлантического альянса, расходы Испании на оборону составляют 13,035 миллиардов долларов, то есть 1,01 процента ВВП. Это непорядок. Расходы, по Уставу НАТО, должны составлять 2 процента ВВП. Такое решение было принято в 2014 году, на саммите в Уэльсе. То есть испанскому бюджету придется удвоить расходы на оборону, а именно изыскать дополнительно 12,8 миллиарда долларов. Ну, а чтобы прочувствовать эту и без того «приятную» новость еще острее, полностью взять на себя все расходы прошедшего мадридского саммита.
Глава правительства Педро Санчес на пресс-конференции заявил: «Испания поставила себе цель – добиться выполнения задачи к 2029 году – и я буду работать со всеми политическими силами, чтобы добиться их поддержки». Не успел премьер закончить фразу, как «Подемос» заявила, что ничего подобного поддерживать не станет. Более того, расчёты НАТО основываются на ценах 2015 года, а по нынешним временам страна тратит 14,8 миллиарда.
Испания со своим 1.01 процента входит в тройку натовских стран, вносящих в кассу меньше всех. На этом «перевёрнутом пьедестале» уместились еще Люксембург, у него 0,58 процентов ВВП, и Исландия, у которой вообще нет вооруженных сил. Любопытно, что только 7 стран НАТО из 30 платят больше оговоренных 2 процентов. Это три прибалтийских державы, Хорватия, Польша, которая переплачивает 2,5 миллиарда, Греция, и Великобритания. Такие локомотивы альянса, как Германия (– 20 млрд.) или Франция (– 2,7 млрд.), тоже недодают в казну, но им пока ничего не предъявляли. Хотя тут довольно хитрые и сложные подсчеты. Каждому немцу членство в НАТО обходится в 624 доллара, а каждому французу – в 734. Испанцы платят меньше всех – 275 долларов с носа.
Испания не самый активный участник натовских операций. Больше всего солдат было направлено в Афганистан – 1 523 человека, а меньше всего – в Косово – 1 наблюдатель (Испания не признает независимость Косово).
В основном королевство предоставляет союзникам инфраструктуру. Генштаб сухопутных сил в Бетере, это Валенсия, Генштаб и учебный центр ВМФ в Роте, что напротив крепости Кадис на юго-западе страны, прямо на Атлантике (вот откуда на дембель не захочешь!), часть авиабазы в Торрехоне, там размешается командование ВВС в южной Европе.
В свое время испанцев придали международному батальону «Адажио» в Латвии, им командует Канада. Там служат 350 бойцов. В Турции стоит батарея «Патриотов», которая призвана в основном наблюдать за Сирией, ну и осуществлять морское и воздушное патрулирование в Литве, Эстонии и Румынии. Натовские порядки предписывают, что и как тратить из национальных оборонных бюджетов. Тут у Испании все в порядке: 26 процентов на оборудование, и 2,5 миллиарда на военную бюрократию в Брюсселе и в других местах.
Удвоение военного бюджета дастся Испании нелегко. Для сравнения: с 2014 года, когда было принято решение о 2 процентах ВВП, страна увеличила его на 0,1 процента. Но дальше будет еще сложнее. Во-первых, как предупредил генсек альянса Йенс Столтенберг, «Это не потолок, скорее мы движемся в сторону пола. В контексте событий российско-украинского конфликта этот порог будет увеличиваться». Во-вторых, Испания ставит задачу роста ВВП, а значит, расходы на военку вырастут прямо пропорционально. Как премьер или его сменщик будут убеждать население в том, что это надо НАТО, не очень понятно.
Накануне мадридского саммита министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Альварес в интервью французской «Фигаро» сказал: «Встреча, конечно, должна дать ответ на вызов с Востока, но мы ждем решений и по южному флангу, и это должно найти отражение в Стратегической концепции НАТО».
Что за южный фланг? Генерал в отставке Хосе Энрике де Айяла, аналитик «Фонда альтернатив», поясняет: «В НАТО этот термин запустили уже давно. Он придуман для контраста угрозы с Востока, против которого и создана НАТО». Это борьба с гибридными угрозами, идущими с Юга – кибербезопасность, жонглирование в политических целях угрозами энергетических или миграционных потоков, джихадизм.
Испания при поддержке Италии высказалась на саммите за усиление присутствия НАТО на южном направлении – в Северной Африке и Сахеле, не исключая при этом и действий альянса в Мали – рассаднике терроризма и джихадизма. Но Стратегическая концепция НАТО пока считает миграцию и терроризм на южном фланге новыми потенциальными источниками нестабильности, за которыми стоит понаблюдать.