Зачем Ватикану новые грехи?

На синоде Римско-католической церкви объявлено о семи новых провинностях

foto

Фото: Flickr

Это собрание католических иерархов — часть синодального процесса, затеянного папой еще в 2021 году. Франциск собирается реформировать церковь, и не всем это по душе — ни кардиналам, ни пастве. В ходе предыдущих синодов обсуждались и благословение однополых браков, и разрешение женщинам проповедовать — в общем, все то, за что католики раньше отправляли своих на костры.

Теперь в русле реформирования церкви папа решил объявить о семи новых смертных грехах. Выглядело это достаточно торжественно: в соборе Святого Петра семь кардиналов объявляли об очередном новом грехе и тут же каялись в нем. Вот список.

— Грех против мира

— Грех против творения, коренного населения и мигрантов

— Грех насилия

— Грех против женщин, семьи и молодежи

— Грех использования учения «в качестве камней для побивания»

— Грех против бедности

— Грех против соборности, общения и участия в нем всех

При этом предполагается, что эти новые семь — именно смертных грехов, во всяком случае, на этом настаивал сам понтифик. Некоторые формулировки, как видно, настолько общие, что под них подпадает огромное количество жизненных ситуаций. Например, под грех против бедности можно подвести то, что человек в принципе не помогает бедным — ну не любит их. Или вообще тратит деньги в свое удовольствие, а не раздает нуждающимся.

Под грех против женщин и семьи можно подвести развод, суррогатное материнство, контрацепцию, аборты, да хоть бы и более-менее крупную ссору со сбором чемоданов и отъездом к маме. То же и с грехом против молодёжи. А почему тогда нет греха против старости — эвтаназия уже работает во многих католических странах.

Сложнее с грехом использования доктрины, учения «в качестве камней для побивания» (именно так и сформулировано). Понятно, что Франциск имеет в виду, что любое неправильное, незаконное использование полномочий (а тут спектр опять же широчайший), при котором виновник прикрывается учением, он всегда объясняет тем, что действует во имя идеи, и при этом раздает наказания направо и налево, — все это «отсутствие милосердия», а потому и есть грех.

Так ведь и у самой Церкви есть свод канонических правил, по которым она судит нарушителей. И тут за точку отсчета принимется некая доктрина, против которой нельзя, получается, идти, и любые откровения являются опять же грехом. А как же тогда сам задуманный папой синодальный процесс?

А отсутствие синодальности, соборности и общения, может, тоже достойны дальнейшего осмысления. Если священник, облеченный некоей властью, или просто верующий, самостоятельно, не слушая советов, управляет вверенным ему приходом — это уже тяжкий грех?

Тут может скрываться ловушка или даже целый капкан. Еще несколько лет назад, во время открытия синодального процесса, да даже еще и до его начала, в католической церкви образовались группы несогласных епископов и кардиналов, в которые вошли в основном немецкие и американские иерархи, причем это довольно влиятельные священнослужители. Они отказывались рассматривать власть епископа как часть какого-то общего процесса размышления у верующих, считая, что она таким образом размывается и теряется где-то там, в дискуссиях. То есть грех в отсутствии соборности теперь, получается, можно инкриминировать и самим церковным смутьянам — они же отказываются общаться.

Ну и грех, совершенный в отношении мигрантов, — это особая статья.


«С чувством стыда я прошу прощения за то, что был безразличен к трагедиям, которые превращают морские пути и границы между странами из путей надежды в пути смерти для стольких мигрантов, — заявил во время покаяния в соборе Святого Петра канадский кардинал Черни. — Ценность человеческой жизни всегда больше ценности границ».


Для главы католической церкви тема мигрантов — особая. От омовения ног новым переселенцам во время соответствующей церемонии, до критики правительства Виктора Орбана и обвинения его в «плохом христианстве». Понтифик считает, что мигранты могут оказать «важную помощь» в преодолении демографического кризиса в Италии (а он разве глава Италии?), «если они хорошо интегрируются в социальные ткани общества», а угрозу они могут представлять, только если не вольются в этот процесс.

При этом среди паствы католических храмов переселенцы явно не в большинстве, если они вообще там попадаются. Может, потому, что они другого вероисповедания?

Еще в прошлом году итальянские издания Panorama и La Verità опубликовали расследование, согласно которому Франциск и кардинал Дзюппи финансировали нелегальную иммиграцию. То есть Ватикан пожертвовал около 2 миллионов евро НПО Mediterranea Saving Humans, которая нелегально перевозила мигрантов в Средиземном море на судне Mare Jonio. Выводы изданий основаны на перехвате внутренних ватиканских чатов, где вся эта история с финансированием обсуждалась прелатами.

Смогут ли эти новаторские принципы вылиться в какую-то богословскую революцию? Глава Римско-католической церкви руководствовался, естественно, реально существующими в мире кризисами — миграционными, социальными или экологическими (последний, к примеру, и есть грех против творения, то есть совершается против планеты). На эти вызовы церковь должна реагировать и продвигать свои ценности. Идея понятна и скорее всего, даже имеет смысл, если не посеет раскол среди католиков.

И это он еще про квадроберов не слышал.