Через месяц в Британии будет объявлен новый премьер-министр

Последние новости из букмекерских контор Великобритании: лидерство в премьерской гонке захватила Лиз Трасс.

foto

gmx.ch

Это подтверждают и официальные опросы. До 2 сентября будет продолжаться голосование за двух финалистов, а 5-го – объявлен новый лидер Тори. К слову, общее количество консерваторов выявить не просто, даже на их сайте. По разным источникам их от 160 до 200 тысяч. Но 40 тысяч человек – достаточно серьезная цифра. Французы, к примеру, только с ними создали бы отдельную партию. Ну, да ладно.

Трасс называют «кандидатом перемен», чуть ли не второй Маргарет Тэтчер, которую Лиз с детства считала своим кумиром. Поэтому стержнем ее кампании стали идеи свободной торговли, то есть сути британского консерватизма. Кстати, Трасс выросла в семье, где преобладали скорее левые взгляды: отец был преподавателем математики, а мама – активисткой и борцом против ядерной гонки. Дочка ходила с мамой на манифестации и когда объявила, что меняет ориентацию на правую, в семье произошел ступор. После успешной управленческой карьеры в частном секторе ушла в политику, в 2012 году стала членом правительства и поменяла уже шесть министерских портфелей.

Риши Сунак может стать не только самым молодым премьером Британии – ему 42 года –, но и первым небелым главой правительства. Фанат крикета, футбола и «Звездных войн». Родители родом из Пенджаба, а супруга – одна из самых богатых женщин Индии.

Если взять, к примеру, престижный Винчестер колледж, добавить к нему дипломы английского Оксфорда, американского Стэнфорда, работу аналитиком в банке «Голдман Сакс», особняк в георгианском стиле в графстве Йоркшир, то вы поймете, как трудно будет будущему премьеру обсуждать с простым народом его, народа, чаяния.

Собственно, главное расхождение у двух кандидатов – налоги. Трасс обещает их снижение «уже с первого дня». Сунак – только после того, как появятся успехи в борьбе с инфляцией. Обозреватель и директор «Файнэншл Таймс» Роберт Шримсли считает: «В то время, как Сунак без конца говорит об угрозе инфляции, его соперница предлагает снижать налоги без какого-либо основания, поскольку это будет стимулировать рост потребления. Она хочет, к примеру, отменить экологические сборы, которые включены в счета за электроэнергию и отопление. Сунак настаивает, что все расходы должны быть обоснованы и профинансированы казной».

Еще о разногласиях. Трасс предлагает признать приставание на улицах, «street harassment», отдельным правонарушением и ввести за него уголовную ответственность. Несколько месяцев назад Борис Джонсон заблокировал это предложение. Сунак более прагматичен. Он предлагает карать только за «downblousing», фотографирование декольте дам без их на то согласия. Ну, есть у чопорных такая забава.

По случаю недавнего открытия в Бирмингеме Игр Содружества Лиз Трасс, пока находящаяся за штурвалом Министерства иностранных дел, озвучила достаточно серьезную тему: «Я сделаю все, чтобы Содружество стало основой моего проекта «Глобальной Британии».

В коммюнике Трасс объяснила, что этот термин означает «смысл существования Великобритании на международной арене после Брекзита». На практике это будет означать развитие коммерческих и прочих связей со странами Содружества. А их 54.

«Мы должны быть уверены в том, что быть членом Содружества – это гарантия для наших народов быть ясной и четкой альтернативой возрастающему и вредительскому наступлению Китая. Приоритет, предоставляемый странам Содружества, усилит наши связи в области торговли и безопасности и позволит нашим предприятиям участвовать в самом сильном экономическом союзе мира».

Это заявление последовало после того, как Сунак обрушился с критикой на главу МИД. Дескать, она «не смогла объяснить и вовремя доложить правительству о тех долгосрочных угрозах, которые в обозримой перспективе представляет Китай для Великобритании».

И вдруг случилась гроза. Независимый аналитический институт получил в свое время от правительства Великобритании заказ. Попросили выяснить, что не так делается во внешней политике, и в итоге в свет вышел доклад под названием, достойным поселковой стенгазеты: «Как должен измениться наш МИД» (How the Foreign Office Should Change) Результат для Трасс не очень утешительный. Там много чего интересного.

Несмотря на то, что Трасс, будучи главой МИД, решила, что приоритетное направление – Украина, оказалось, что количество дипломатов, задействованных на индо-тихоокеанском направлении, в 3 раза больше, чем на восточно-европейском и центрально-азиатском вместе взятых. Их всего на все эти регионы – 160 человек, и только 20 – в Москве. В декабре 2017 года в МИД Великобритании работало 83 русскоязычных сотрудника. Сейчас – 60.

И оказывается, только 29 процентов британских дипломатов работают за рубежом. Еще в 2008 их было больше половины. Выяснилось, что дешевле нанимать местных – им можно платить поменьше, не нужен британский соцпакет и пенсии. Но вроде как всем известно, что вообще местные могут там наработать, и главное – на кого?

Роберт Шримсли, редактор «ФТ», все же считает Трасс лучшим кандидатом консерваторов: «Она предлагает этакий джонсонизм без его, Джонсона, личных недостатков».