У тайваньской черты

Последние дни стали точкой наивысшего напряжения между КНР и США со времен, пожалуй, Корейской войны.

Пекин ответил на намерение спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси нанести визит на Тайвань крайне жестко, показав, что таким образом, Вашингтон переходит красную линию. В МИД КНР заявили, что в случае визита Пелоси на Тайвань Пекин примет все меры для защиты государственного суверенитета и целостности страны. Классическую фразу, предваряющую применение силы, расшифровал официальный спикер МИДа Чжао Лицзянь: «Китай в последнее время неоднократно выражал США серьезную обеспокоенность и заявлял о своей твердой позиции, которая заключается в том, что Пекин решительно выступает против визита спикера палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань». «Ответственность за все вытекающие из этого серьезные последствия будут полностью нести США», - подчеркнул дипломат. Министерство обороны КНР пообещало бороться с сепаратизмом на острове «всеми способами» и «не сидеть, сложа руки» в случае, если поездка состоится. По словам представителя китайского оборонного ведомства Тань Кэфэя, визит Пелоси серьезно нарушит принцип «одного Китая» и положения трех совместных китайско-американских коммюнике.

foto

cnn.io

Несмотря на это, в Южно-Китайское море вошла ударная авианосная группа ВМФ США во главе с авианосцем «Рональд Рейган», вооруженным 90 самолетами и вертолетами, а Китай начал в близлежащих районах военные ученья с боевыми стрельбами. В провинцию Фуцзянь были дополнительно переброшены ракетные части. Для пущей наглядности китайцы провели показательный пуск баллистической ракеты DF-17 с гиперзвуковой боевой частью.

О накале страстей говорит тот факт, что пост «Готовимся к войне» в аккаунте 80-й армии НОАК, отвечающей за оборону этого региона, вызвал бурную одобрительную реакцию в китайских соцсетях: «Солдаты НОАК, сражайтесь! Мы поддерживаем вас, ребята!». А ветераны армии в соцсетях массово заявили, что готовы вернуться на службу, если того потребует Родина. Китайские военные эксперты спрогнозировали введение бесполетной зоны над Тайванем, чтобы помешать визиту. Такое развитие событий, по сообщению CNN, увидели и ближайшие советники Байдена в Белом доме. А бывший главред китайской англоязычной Global Times Ху Сицзинь, известный радикальными взглядами, в своем аккаунте и вовсе предложил сбить самолет с Пелоси на подлете к Тайваню, как воздушное судно, нарушившее госграницу.

Все это происходило на фоне подготовки к празднованию 95-летия Народно-освободительной армии Китая. Председатель КНР Си Цзиньпин на торжественном заседании ЦК КПК перефразировал крылатую фразу из Конфуция: только тот, кто готов воевать, может остановить сражение, и те, кто готов к войне, не должны ее начинать. И призвал усиленно продолжать модернизацию НОАК сообразно международной обстановке.

В этой самой обстановке Пелоси засекретила программу своего турне. Со ссылкой на анонимные источники пошли сообщения об отмене поездки на Тайвань. Затем с Тайваня донеслось: Пелоси все же прилетит.

Источники в Пекине склоняются к тому, что визит на Тайвань все же будет отменен. Уж слишком высоки ставки и велик риск. Остается подождать несколько дней, и мы узнаем, как станут разворачиваться события. Будем надеяться, что до вооруженного конфликта дело не дойдет.

Но есть масса признаков того, что американская провокация готовилась заранее и что подобные вещи будут еще повторяться, пока не достигнут цели – заставить Китай начать боевые действия против своих кровных братьев по ту сторону Тайваньского пролива, фактически против принадлежащей КНР провинции.

Во-первых, первоначально визит Пелоси планировался на апрель и не состоялся из-за ее болезни, читай – начала спецоперации на Украине, когда все внимание Вашингтона было переключено на антироссийские санкции и помощь Киеву. Несмотря на то, что Пекин по всем возможным каналам предупреждал Вашингтон: на этот раз дело может зайти очень далеко, американцы не прекращали подготовку к провокации. Одновременно, Байден лично пытался снизить накал или же показать, что он не готов к войне. «Военные думают, что сейчас это не является хорошей идеей », – заявил он на прошлой неделе по поводу возможности визита Пелоси на Тайвань.

Уже когда визит Пелоси был объявлен, состоялся телефонный разговор председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Байдена. «Мы решительно выступаем против сепаратизма – «независимости Тайваня», а также вмешательства внешних сил, и никогда не оставим места силам независимости Тайваня в любой форме. Позиция китайского правительства и китайского народа по «тайваньскому вопросу» была последовательной и более 1,4 млрд китайцев твердо намерены решительно защищать национальный суверенитет и территориальную целостность Китая. Нельзя идти против общественного мнения. Играя с огнем, вы подожжете себя», – процитировало председателя КНР центральное телевидение Китая CCTV.

Как сообщило CCTV, президент Байден, в свою очередь, заявил в ходе разговора, что сегодняшний мир находится в критическом периоде, а сотрудничество США и Китая выгодно не только им, но и народам других стран. США надеются поддерживать диалог с Китаем, укреплять взаимопонимание, стремиться к сотрудничеству в областях, где интересы совпадают, и должным образом разрешать разногласия. «Я хотел бы повторить, что «политика одного Китая» США не изменилась и не изменится, и США не поддерживают «независимость» Тайваня», – еще раз поклялся Байден.

Несмотря на это, прощупывание красных линий Пекина продолжилось.

Такое впечатление, что Белый дом выясняет, в самом ли деле Пекин «балансирует на грани войны», добиваясь отмены поездки Пелоси, и что он реально намерен делать. На поле боя так провоцируют систему ПВО противника, чтобы в момент начала боевых действий нанести упреждающий удар. Представитель Объединенного комитета начальников штабов США Дэйв Батлер завил, что военные информируют официальных лиц, принимающих решения в Вашингтоне, о возможных рисках. «Мы предупреждаем, что может сделать противник, обсуждаем логистику, военные планы и готовность».

А накануне помощник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан ушел от ответа на прямой вопрос, готовы ли будут США в случае необходимости защищать Тайвань военным путем. «Наша политика не изменилась. Мы сохраняем стратегическую неопределенность, – традиционно отреагировал Салливан. – В рамках такой политики креативного напряжения мы поддерживаем мир и стабильность вокруг Тайваньского пролива на протяжении десятилетий».

Кстати, с критикой этой неопределенности выступил накануне бывший министр обороны США Марк Эспер (2019-2020), пробравшийся на Тайвань в составе американской НКО «Атлантический совет»:

«По моему личному мнению, политика, основанная на «принципе одного Китая», изжила себя, настало время уйти от стратегической двусмысленности». Как считает Эспер, именно Китай представляет наибольший вызов для стран Запада. Однако проблема американской политики «стратегической неопределенности», по его мнению, состоит в том, что США прямо не говорят, готовы ли они будут защищать Тайвань в случае китайского нападения. То есть предлагается недвусмысленно дать понять: США будут защищать Тайвань всеми средствами.

А тут еще обычно сдержанная в отношении Тайваня Европа подала свой голос. «В случае военного вторжения мы очень ясно дали понять, что ЕС вместе с Соединенными Штатами и их союзниками введет аналогичные или даже более масштабные меры, чем мы сейчас предприняли против России», – заявил посол ЕС в Китае Хорхе Толедо. А Великобритания предложила совместно вооружать тайваньский режим.

Что же в сухом остатке? Убедившись в бесперспективности стратегии «цветных революций» для разгрома Китая, США нашли другую ахиллесову пяту Пекина и центр тяжести перенесли на Тайвань. Тайваньская проблема – самая острая с точки зрения китайского руководства. В его официальных планах – возвращение острова в лоно родины, но предпочтительно мирным путем. Военное решение этого вопроса – самый крайний и нежелательный вариант для КНР. Особенно в преддверии ХХ съезда КПК (съезды проходят раз в пять лет), на котором будет решен вопрос о продлении пребывания Си Цзиньпина во главе государства и партии.

Кроме того, начало военных действий в один момент изменило бы мировой имидж КНР, его внешнюю политику, построенную на решении проблем «мирным и дипломатическим путем». Тайвань уже не раз был очагом сильнейшей напряженности. Но сейчас ситуация критическая. Вашингтон вынуждает Си Цзиньпина к трудному выбору и отказу от многих планов. А дать слабину китайский лидер не имеет права.

Автор: Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»