На прошлой неделе резко обострилась обстановка в Карабахе. Вновь гремели выстрелы, есть убитые и раненые. Но, прежде чем рассмотреть эти события и понять их, нужно разобраться, что им предшествовало.
К середине июля ситуация развивалась позитивно. Ежедневные акции протеста, продолжавшиеся в Армении в течение многих недель, понемногу утихли; правительство Пашиняна сохранило контроль над ситуацией и продолжило налаживать контакты и с Турцией, и с Азербайджаном.
На этом фоне Баку договорился с ЕС о перспективах наращивания энергопоставок в Европу. Параллельно велись активные переговоры между Азербайджаном, Грузией, среднеазиатскими республиками и Турцией по вопросам развития транспортных коридоров через Каспий и Закавказье. При этом явственно звучал тезис о том, что Армения могла бы с выгодой для себя подключиться к этим проектам.
Все это позволяло надеяться на постепенный прогресс, итогом которого должна была стать полная нормализация обстановки, заключение мирного договора между Ереваном и Баку, разблокирование армяно-турецкой границы, создание основы для развития транспортных артерий по линиям Восток-Запад и Север-Юг.
Главное тут было не спешить, не подгонять процессы искусственно.
Ключевой вопрос, как и прежде, – статус Нагорного Карабаха. Всем, включая Ереван, ясно: те территории, что отошли к Азербайджану по итогам войны, остаются за ним; судьба же остального Арцаха будет решаться позже, причем с обязательным учетом интересов Баку. Но официальное, окончательное признание этого со стороны Армении – самый драматичный момент, ход ва-банк, точка невозврата.
После этого шага Армения станет крайне уязвимой, здесь может произойти все что угодно. Понятно, что будет недовольство. Понятно, что правительство будет резко ослаблено. Но каких масштабов это все достигнет – неизвестно. И все будет зависеть от игры, которую ведут внешние силы: Россия, ЕС, США, Турция, Иран.
Для Еревана же этот вопрос звучит примерно так: кто даст ему гарантии стабильности в стране? Кто обеспечит поддержку властей в неизбежном столкновении с противниками (внутренней оппозицией, возмущенными арцахцами, внешними конкурирующими игроками)?
В принципе, такие гарантии дают Россия и ОДКБ. НО! Россия в одиночку, без координации, как минимум, с Турцией, Ираном (и Азербайджаном) с этим не справится. Действовать без их согласия – значит создавать основы для нового конфликта. А именно этого и добиваются на Западе в стремлении открыть «второй фронт» против РФ.
При этом надо четко понимать, о каком конфликте может идти речь: до сих пор не было прямого столкновения между Азербайджаном и Арменией – членом ОДКБ. Если – не дай Бог! – оно произойдет, то в войну обязана будет вступить ОДКБ, что приведет к непредсказуемым, но крайне тяжелым для всех последствиям.
Поэтому так важно добиться четкой и гарантированной координации между Россией, Турцией, Ираном, Азербайджаном и Арменией. Но это требует времени.
Нет сомнений, что карабахская проблема обсуждалась в Тегеране во время саммита Астанинской тройки (Россия – Иран – Турция) 19 июля. И вполне вероятно, что там был достигнут определенный консенсус. Три страны, по-видимому, давали Еревану необходимые гарантии.
Иначе вряд ли секретарь армянского Совбеза А. Григорян заявил бы 20 июля во всеуслышание, что в Армении не исключают заключения мирного договора с Азербайджаном без окончательного решения статуса Нагорного Карабаха.
Это – очень серьезное заявление, которое говорило о том, что правительство Пашиняна готово сделать «шаг в неизвестность», полагаясь на гарантии «тройки». По сути, это означало, что путь к миру открыт.
Вероятность этого была тем более велика, что Евросоюз, также активно работавший на карабахском направлении, вел дело к тому же. Так, во всяком случае, казалось, при взгляде на миссию главы Евросовета Шарля Мишеля, и Москва, кстати, приветствовала усилия Брюсселя.
Однако с начала августа ситуация стала стремительно портиться.
Сперва из Франции на родину потянулись ярые армянские националисты – дашнаки. Ереван был вынужден запретить им въезд в Армению. Это, естественно, вызвало недовольство в обществе, дало повод обвинить правительство в антинациональной политике.
Затем последовали сообщения о минировании ереванского метро. Они оказались ложными, но спокойствия не придали. Знающие люди тут же привели пример Молдавии, где подобное «минирование» столичного аэропорта и госучреждений продолжалось ежедневно в течение нескольких недель. И если в Кишиневе на это реагируют спокойно, то в Ереване последствия могут быть куда более серьезными…
И на этом фоне началось резкое обострение в зоне ответственности российского миротворческого контингента в Карабахе.
И тут уместно вспомнить, что в середине июля в Ереван неожиданно прибыл Глава ЦРУ США Бернс. О чем он говорил с Пашиняном, неизвестно. Однако было бы логично предположить, что цель его визита была не столько в переговорах как таковых, сколько в том, чтобы продемонстрировать благожелательное отношений Вашингтона к Армении и армянам перед лицом «турок».
В этом контексте очень важно, что США умело манипулируют темой Геноцида армян, поддерживая и в самой Армении, и в Карабахе, и в армянской диаспоре по всему миру иллюзию искренней проармянской позиции. Американские политики не останавливаются даже перед гневом и негодованием со стороны союзника по НАТО – Турции, регулярно поднимая вопрос о признании Геноцида.
Эта игра подпитывает надежды армянских националистов и других «непримиримых», дает им повод рассуждать об «опоре на Америку» в противоборстве с врагами Армении. И очень возможно, что именно в рамках этой игры и был осуществлен визит Бернса в Ереван. Он еще раз дал «иллюзию надежды» «непримиримым» в Карабахе.
Насколько можно судить, она была рассчитана на возобновление масштабных боевых действий, после чего последовали бы обвинения в адрес российских миротворцев (неэффективность, неспособность выполнения миссии), их втягивание в конфликт и обвинение в предвзятости. Параллельно готовились шаги по втягиванию в военные действия и Ирана (по следам прошлогодних событий). В итоге должна была получиться картина срыва перемирия в регионе из-за безответственности Москвы и Тегерана.
Этого было бы достаточно для достижения минимальных целей: подрыв российских позиций в Закавказье, ухудшение отношений с Ираном и Турцией (примечательно, что почти одновременно обострилась ситуация в Ираке, где Тегеран и Анкара соперничают за влияние). Если бы все это переросло в раскол «астанинской тройки» и в новую войну в Карабахе, была бы достигнута и максимальная цель.
К счастью, этот сценарий не сработал. И это, без преувеличения, можно назвать важной победой России. Конечно, на фоне событий вокруг Украины она не слишком заметна. Но это не умаляет ее значимости.
Судя по всему, хорошо сработала российская разведка: параллельно с визитом Бернса в Ереван в Баку побывал шеф СВР Нарышкин; вполне возможно, что он проинформировал азербайджанскую сторону о существующих рисках.
В то же время координация между РФ, ИРИ и Турцией не позволили ситуации выйти из-под контроля. Обращает на себя внимание и интенсивность телефонных контактов Кремля с Ереваном (два разговора за неделю), равно как и уверенное поведение Пашиняна внутри страны.
Нельзя не отметить и последовательный курс соседней Грузии на сохранение нейтралитета в противостоянии Запада и России. Если бы политика Тбилиси имела иную направленность, все могло бы пойти значительно хуже.
Словом, на сей раз можно констатировать, что попытки дестабилизации вокруг Карабаха удалось купировать. И этот успех необходимо закрепить и развить.
О чем может идти речь?
В первую очередь, об изменении роли российского миротворческого контингента, причем не только с военной точки зрения, но и в плане политической и идеологической. Она должна быть усилена. Статус наших военнослужащих как главных гарантов безопасности региона и его населения должен быть неоспоримым.
Параллельно должны создаваться действенные гарантии безопасности со стороны азербайджанских сил: Баку обязан доказать свою способность работать на местности во имя мира, установления взаимного доверия. Без сомнения, это будет непросто, и здесь тоже роль российских миротворцев трудно переоценить.
Большая ответственность ляжет на Иран и особенно Турцию. Они должны приложить максимум усилий и проявить максимум гибкости, чтобы добиться положительных результатов в деле разблокирования границ и транспортных связей, налаживания торгово-экономического взаимодействия с Арменией и Карабахом.
Вполне понятно, что интересы Анкары и Тегерана в регионе разнятся. Поэтому важно не допустить перерастания их соперничества (которого не избежать) в конфликты, в которые обязательно будут втянуты Баку и Ереван.
И, конечно, все участники процесса несут ответственность за стабильность внутриполитической ситуации в Армении. Она очень хрупкая, и понятно, что противники урегулирования (как внутренние, так и внешние) будут стремиться расшатать ее.