Откуда у Трампа гренландская грусть?

США хотели бы заполучить самый большой в мире остров для усиления своего военного присутствия в Арктике и снижения зависимости от поставок редкоземов из Китая

foto

Фото: AP

Эскимосам Гренландии будет выгодно вхождение в состав США. Так считает избранный американский президент Дональд Трамп.


«Гренландия — невероятное место, ее жители получат огромную выгоду, если и когда она станет частью нашей страны. Мой сын, Дональд-младший, и другие представители отправятся туда, чтобы посетить некоторые из самых великолепных мест <...> Мы будем защищать и беречь ее от злого внешнего мира. Сделаем Гренландию снова великой», — написал он в социальной сети Truth Social.


8 января Дон-младший действительно наведался на остров с однодневным частным визитом. В аэропорт Нуука, столицы Гренландии, он прибыл на борту папиного самолета в сопровождении нескольких то ли предпринимателей, то ли охранников. Никаких встреч с представителями местной власти запланировано не было. Президентский отпрыск попозировал на фоне гренландских красот, на бегу посетил популярные у туристов достопримечательности и отбыл на родину. Эскимосы до сих пор гадают: что это было?

Премьер-министр принадлежащего Дании на правах широкой автономии острова Муте Эгеде все же поспешил заявить, что Гренландия «не продается и никогда не будет продаваться». И подтвердил желание аборигенов добиваться полной независимости от Копенгагена.

Будущий помощник Трампа по национальной безопасности Майк Уолц был вынужден дать специальный комментарий по поводу «гренландской мечты» своего босса, решительно отвергнув идею силового захвата острова.

«Речь идет не только о Гренландии, мы говорим об Арктике. Это наша национальная безопасность, это важнейшие полезные ископаемые», — заявил он. По его мнению, Штаты проигрывают России в этом регионе.


«Есть Россия, которая пытается стать королем Арктики, владея более чем 60 ледоколами, часть которых — с атомными двигателями. Вы знаете, сколько их у нас? У нас два ледокола, и один только что сгорел», — добавил Уолц, отметив также растущий экономический интерес Китая к царству белых мишек.


Остров не дает покоя Трампу с весны 2018 года, когда он еще «мотал» свой первый президентский срок. Тогда на одном из приемов президент заявил своим помощникам, что спецслужбы якобы «просигналили» ему: у Дании возникли финансовые сложности с очередным траншем для Гренландии. И как прожженный бизнесмен, он сразу прикинул, что землицу в сложившихся условиях, пусть и по большей части покрытую льдом, можно прикупить по дешевке.

На тот момент Гренландия (как автономная территория) ежегодно получала 532 млн евро дотаций от Копенгагена, что на 60% покрывало потребности ее бюджета. А это для Дании, надо понимать, накладно. Так вот Трамп задорно поинтересовался у своих советников: «Что вы думаете об этом, ребята? Как по вашему, это сработает?».

Мнения разделились. Часть помощников сочла, что босс попросту прикалывается, и что это шутка или «мимолетный прожект, который никогда не будет реализован». Другие же сразу прикинули, что такая задумка вполне вписывается в характер хозяина Белого дома, который хотел бы отметиться в истории еще и в качестве «собирателя земель». Добыть Гренландию для американцев — это круто, это «наследие Трампа» на века!

В случае успеха Вашингтон получил бы больше, чем при покупке Луизианы в 1803 году. Площадь Гренландии, на которой сейчас проживают около 57 тыс. человек (преимущественно эскимосы — 85-90% от общего числа), составляет 2 166 084 кв. км, в то время как покупка французских земель в Северной Америке в начале XIX века увеличила площадь США на 2 144 476 кв. км.

Вашингтон, кстати, ранее уже интересовался возможностью приобретения Гренландии. Впервые такое предложение Дания получила еще в 1867 году. В 1946-м президент Гарри Трумэн намеревался купить остров за $100 млн. Но в обоих случаях Копенгаген ответил отказом.

На самом деле Трамп не случайно столь упорно носится с гренландской идефикс. Главный аргумент — военно-стратегическое положение острова и курс на усиление военного присутствия в Арктике, где главным соперником выступает Россия. На севере Гренландии расположен ключевой объект США в регионе — авиабаза Туле, прикрывающая от возможного российского ракетного удара через ледяные просторы.

Она активно используется силами Космического командования ВВС США и Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD).

База была создана в начале 1950-х годов в соответствии с американо-датским соглашением. Она расположена в 1118 км к северу от Полярного круга и в 1524 км от Северного полюса, может вместить персонал до 10 тыс. человек. Подо льдом проделаны многокилометровые тоннели, по которым можно скрытно перемещать ракетную технику. Здесь находится станция линии раннего радиолокационного обнаружения. В годы холодной войны на базе размещались стратегические бомбардировщики с ядерным оружием на борту. Сейчас здесь несут службу около полутора тысяч военных, которые, среди прочего, контролируют обстановку на Северном морском пути. Обслуживающий персонал набирается из числа местных жителей. Между Данией и США действует десятилетний договор, дающий американским ВС «практически неограниченные права».

Экономический аспект, подстегивающий Вашингтон, обусловлен ходом противостояния с Китаем. Пекин может использовать свою позицию ведущего поставщика редкоземельных элементов как средство давления в их торговых разногласиях. Поднебесная, как известно, обладает 37% мировых запасов, осуществляет 70% добычи и около 90% переработки редкоземов, которые используются едва ли не во всех областях промышленности и применяются для производства различной продукции — от смартфонов, камер и динамиков до электрокаров и военных реактивных двигателей. США импортируют из Китая в последние годы до 80% столь необходимых для страны природных ископаемых.

Гренландия теоретически может стать палочкой-выручалочкой. По предварительным оценкам, из 120 млн тонн общемировых запасов оксидов редкоземельных металлов в ее недрах находится 38,5 млн тонн, которые при свободном доступе к ним США и вероятной организации широкого производства исходных материалов способны подорвать китайскую монополию в этом специфическом сегменте рынка.

Кроме этого, на острове есть значительные запасы нефти, газа, угля, меди, свинца, цинка. В районе Ивиггут, на крайнем юге, добывают криолит — породу, которая играет большую роль в алюминиевой промышленности и в производстве эмалей. Имеются также не до конца разведанные залежи золота.

Месторождение урана в Кванефьельде, одно из крупнейших в мире, оценивается в 228 тысяч тонн сырья.

Так что у Трампа — губа не дура.

...А тем временем министр обороны Дании Троэльс Лунд Поульсен заявил (на всякий случай) об усилении контингента войск, находящихся на острове. Будут дополнительно закуплены два патрульных катера, два беспилотника большой дальности и две упряжки ездовых собак. Трепещите, янки!