Австралия снова хочет французские субмарины.
В ночь с 14 на 15 сентября 2021 года в Елисейском дворце долго звонил телефон. Но Макрон от негодования не брал трубку. Он знал уже, что на том конце провода – премьер Австралии Скотт Моррисон, который хочет сообщить неприятную новость: «контракт века» на строительство 12 подводных лодок класса «Аттак» будет расторгнут. Французский конструктор «Наваль групп» теряет 36 миллиардов евро. Франко-австралийский договор о стратегическом партнерстве от 2012 года был, что называется, поруган как Лукреция.
Год назад увидел свет новый тройственный союз AUKUS, в который вошли США, Великобритания и Австралия. Предполагалось, что англо-саксонский блок должен самостоятельно справится с задачами, которые возникли или могут возникнуть в Индийском и Тихом океанах. По новому договору США и Британия обязались поставить Австралии, причем как можно быстрее, ядерные подводные лодки, но для этого надо было отказаться от уже подписанного контракта с «Наваль групп». Французское руководство тогда охарактеризовало этот демарш однозначно: «Предатели».
AUKUS существует, но не то, чтобы прекрасно себя чувствует. Ушел в отставку премьер Великобритании, австралийский премьер потерпел поражение на парламентских выборах в мае. А уже в июле новый руководитель Австралии, лейборист Энтони Албаниз приехал в Париж и заверил французского президента в том, что осколки былой дружбы можно и нужно склеивать, отметив: «Париж был и остается нашим давним и одним из самых компетентных партнеров».
Да и вообще, дороговато получилось. Маркус Хеллер, аналитик Австралийского института стратегии и политики, подсчитал: «В июне мы перевели «Наваль групп» очередной транш компенсации в 555 миллионов долларов. Если прибавить эту сумму к тому, что уже было оплачено, да плюс расходы на строительство (под этот контракт) верфей в Аделаиде, то получится, что Австралия заплатила 2,7 миллиардов евро за то, чего не существует». Франция, к слову, ни цента не потеряла. Она просто не заработала.
Но это ладно. По договору AUKUS, ядерные подлодки должны встать в строй к 2040 году. Сейчас у Австралии 6 субмарин класса «Коллинз», которые будут списаны в период с 2037 по 2047 год. Так что вроде бы все у австралийцев склеивалось. Но, как водится, «забыли про овраги». Американские военные верфи Гротон в Коннектикуте, где строятся подлодки Вирджиния, сами не справляются с заказами американского флота. «Если к тому, над чем мы сейчас работаем, добавить еще и новые заказы, то нам это откровенно навредит», – говорит контр-адмирал Скотт Паппано, руководитель программы строительства стратегических подводных лодок.
У англичан есть подводные корабли класса «Астьют». Министр обороны Соединенного королевства Бен Уоллас заявил, что британский флот ждет седьмую свою подлодку к концу десятилетия и отвлекаться ни на что другое не сможет. В качестве варианта Уоллас предложил начать разработки кораблей нового поколения специально для австралийцев, но раньше 2050 года ждать их не стоит.
В ВМФ Австралии образуется, таким образом, подводная дыра-впадина. Подумав и почитав доклады экспертов, решено было закупить хотя бы что-то, пусть даже не ядерное, чтобы заполнить эту брешь. Во время июльского визита премьера Австралии в Париж Макрон предложил ему четыре подлодки. Министр обороны Австралии Ричард Марлз был отправлен в Европу для детальной проработки вопроса. Ответ англичан изложен выше. А французский коллега повез его на верфи в Брест и показал товар лицом. Ответ Марлза примерно таков: все прекрасно, но у нас пока не хватает квалифицированных кадров для обслуживания новых подлодок. Я дам окончательный ответ в марте.
Срыв «контракта века» стал для Франции настолько серьезным ударом, что Макрон даже почти всерьез поссорился с США – с отзывом посла «для консультаций». Тут дело не только в 36 миллиардах, которые, впрочем, тоже на дороге не валяются. Франция рассматривает Индо-Тихоокеанский регион как стратегический. По понятиям французов, он простирается от берегов восточной Африки до Полинезии. Здесь проходят главные морские пути, связывающие Европу и Азию, а значит, с точки зрения безопасности и стабильности, он считается привилегированным. «Вне ЕС 40 процентов импорта и 36 процентов экспорта Франции идут через Индо-Тихоокеанский регион, это огромные цифры», – считает исследователь Азиатского департамента Гарвардского университета Рафаэль Хан.
К слову, сам термин Индо-Тихоокеанский ввел в обращение бывший японский премьер Синдзо Абэ в 2007 году. Он пришел на смену определению Азиатско- Тихоокеанский, поскольку это прежнее определение исключало Индию, уже набравшую к тому времени серьезную силу. Новый термин подхватил Обама, а дальше он прижился у многих геостратегов.
Франция десятилетиями инвестирует в этот регион экономические, военные и политические капиталы и поэтому стоять в стороне от процесса не намерена. И «контракт века» мог бы как раз помочь закрепить свои позиции на этих огромных территориях: ведь это не просто построить, продать, и получить деньги. Это обслуживать, обновлять, обучать, поставлять запчасти. То есть присутствовать. И вдруг – AUKUS. Отсюда и гнев Макрона, и отзыв послов из Австралии и США.
Пока австралийцы разбирались со своим подводным флотом, Франция попыталась присоединиться, во всяком случае временно, к еще одному региональному союзу – QUAD. Это неформальный «Четырёхсторонний диалог по вопросам безопасности», в который входят США, Индия, Япония и Австралия. И во время последних военно-морских маневрах к ним примкнула и Франция, причем в QUAD входят совершенно разные страны и с каждой из них Франция поддерживает свои специфические отношения.
Понятно, против кого дружит QUAD. Специалист по Индо-Тихоокеанскому региону в институте «Четтем хауз» Клео Паскаль полагает: «Раньше все хотели обеспечения безопасности от американцев и инвестиций от китайцев. Теперь же Китай беспокоит все больше и плавать между двумя течениями не получится».