США осчастливили Кипр. Но не весь...

Отмена американского эмбарго на поставку вооружений грекам-киприотам – это откровенный выпад против мятежной Турции и президента Эрдогана.

Соединенные Штаты несколько дней назад отменили действовавшее с 1987 года эмбарго на поставки оружия Республике Кипр. Правда, с одной существенной оговоркой: Никосия, дескать, и далее обязана препятствовать заходу российских военных кораблей в свои порты.

Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил американскому Конгрессу, что эта средиземноморская страна «выполнила необходимые условия в соответствии с соответствующим законодательством (так витиевато в заявлении. – Авт), чтобы разрешить экспорт, реэкспорт и передачу оборонных изделий в Республику Кипр на 2023 финансовый год».

Они, эти условия, были закреплены в Законе о партнерстве в области безопасности и энергетики в Восточном Средиземноморье, который Конгресс США принял в 2019 году. В нем, в том числе, была отражена поддержка Вашингтоном более тесных связей между Грецией, Кипром и Израилем в свете недавно открытых морских месторождений газа.

На основе принятого Штатами решения в Международные правила торговли оружием (International Traffic in Arms Regulations, сокращенно – ITAR) будет внесена поправка. Она вступит в силу с 1 октября с.г. ITAR – это американский нормативный режим для ограничения и контроля экспорта оборонных и военных технологий для обеспечения национальной безопасности и достижения целей внешней политики.

Ежегодно Вашингтон намерен оценивать, соблюдает ли Никосия условия снятия эмбарго, включая борьбу с отмыванием денег и отказ в доступе российских военных кораблей в порты для дозаправки и обслуживания.

Замечу, что Никосия подписала в 2015 году с Москвой соглашение, разрешающее российскому флоту заходить в ее гавани. Однако Кипр его нарушил, введя в начале марта с.г. запрет.

Тут уместно напомнить, что США ввели эмбарго, чтобы принудить стороны конфликта на самом Кипре, а также Грецию и Турцию, которые выступали странами-гарантами, к дипломатическому решению кипрской проблемы. Остров в 1974 году был разделен между греками-киприотами и (при помощи вторгшейся армии Турции) турками-киприотами. Таким образом, международно признанная Республика Кипр, вступившая в ЕС в 2004 году, контролирует лишь Юг. А так называемая «Турецкая Республика Северного Кипра», признанная только Анкарой, – Север.

Президент Республики Кипр Никос Анастасиадес назвал отмену США оружейного эмбарго «исторической вехой, свидетельствующей об усиливающемся стратегическим партнерством между двумя странами, в том числе в сфере безопасности».

Его радость понять можно. Национальная гвардия Республики Кипр (так называются ВС страны) насчитывает всего 12 тысяч бойцов. Трудно себе представить, что этим славным воинам позарез нужно американское оружие. Для Никосии гораздо важнее, что Штаты – на ее стороне. Президент Анастасиадес, когда пришел к власти, объявил о планах добиваться присоединения его страны к НАТО. А без благосклонности янки эту задумку не осуществить.

А вот у руководства северной части Кипра – обида и раздражение. Эрсин Татар, лидер турок-киприотов, предупредил об угрозе эскалации напряженности не только на острове, но и в регионе Восточного Средиземноморья.

«Международное сообщество, в том числе США, должно подтвердить суверенное равенство и одинаковый международный статус кипрско-турецкого народа, которые также были подтверждены соглашениями 1959-1960 годов, и действовать соответствующим образом. В любом случае Турция, как страна-гарант, в соответствии со своими юридическими и историческими обязательствами, всеми средствами продолжит предпринимать необходимые шаги для существования, безопасности и спокойствия турок-киприотов», – заявил МИД Турции, потребовав от Вашингтона отменить провокационное решение.

Не надо ходить к гадалке, чтобы понять: вся эта катавасия была затеяна Вашингтоном, чтобы наехать (простите за грубое слово) на турецкого лидера Реджепа Эрдогана, который ведет себя, с точки зрения «коллективного Запада», неправильно. А именно: регулярно общается с Владимиром Путиным, покупает современное российские оружие, хочет дружить еще и с Китаем, тормозит вступление Финляндии и Швеции в НАТО. И наконец (о ужас!): по его велению Турция намерена стать полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), о чем Эрдоган объявил 17 сентября с.г. по итогам саммита в Самарканде.

Встревожены не только Штаты, но и Европа. В той же Германии планы Анкары вызвали резкую критику.

«Член НАТО Турция делает больше Китая для того, чтобы Россия могла обходить европейские санкции», – заявил в минувший понедельник (19 сентября) спикер по вопросам внешней политике фракции «зеленых» в бундестаге Юрген Триттин. По его словам, Североатлантическому альянсу и Евросоюзу нужно задаться вопросом, сколько еще «они собираются позволять Эрдогану водить себя за нос». У Турции много грехов. Например, она «препятствует осуществлению контроля НАТО за соблюдением эмбарго на поставки оружия в Ливию, а также бурит в экономической зоне Греции». А так как по статусу исключить из западного военного блока непокорную страну невозможно, следует, дескать, применить к Анкаре меры экономического характера. То есть – санкции? Замечу (как бы между прочим), в этом есть что-то до боли знакомое...

Нильс Шмид, уполномоченный по внешнеполитическим вопросам Социал-демократической партии (входит в качестве «старшего брата» с «зелеными» и свободными демократами в правящую германскую коалицию), вообще заявил: «С внешнеполитической точки зрения намерение Эрдогана, связанное с членством в ШОС, стало бы дальнейшим символическим шагом прочь от Запада и его ценностей. А это – тяжкая политическая ошибка для будущего Турции».

Итак, англо-саксы во главе с Америкой реально ополчились на Эрдогана. Однако им следовало бы считаться с тем, что турецкий лидер вполне способен держать удар, что неоднократно демонстрировал, и упрямо следует национальным интересам своей страны. Как он их видит, конечно. В любом случае, обиды он не стерпит. Ждем ответ Анкары.