Досрочные выборы в бундестаг, назначенные на 23 февраля, уверенно дрейфуют в направлении коалиции «ГроКо», которую возглавит нынешний лидер оппозиции Мерц

Фото: Christophe Licoppe / European Commission
На площадке двух основных немецких телеканалов ARD и ZDF в очном поединке сошлись два основных претендента на кресло канцлера — действующий глава кабинета Олаф Шольц (СДПГ) и лидер консерваторов Фридрих Мерц. Случилось это за две недели до досрочных выборов в бундестаг, которые пройдут 23 февраля.
Политики заранее договорились не бить ниже пояса. По общим оценкам, полуторачасовая дискуссия была обстоятельной, но скучной. Но для ФРГ это нормально. Доминировали три темы: миграция, экономическая ситуация и украинский кризис. Фридрих наступал, Олаф оборонялся.
По итогам схватки телезрители с небольшим перевесом отдали победу Шольцу. За него проголосовали 37%, а за Мерца — 34%. Еще 29% респондентов не увидели никакой разницы между выступлениями политиков. Шольц больше понравился женщинам и молодежи, Мерц — мужчинам и пожилым избирателям.
На самом деле нынешняя предвыборная ситуация предсказуема, чего не было уже давно. Рейтинг ХДС/ХСС (Мерц) колеблется на уровне 29-31%, показатели СДПГ (Шольц) составляют 15-17%, партии «Альтернатива для Германии» (Алис Вайдель) — 19-22%, «зеленых» (Роберт Хабек) — 11-14%. Еще три объединения — «Союз Сары Вагенкнехт» (6%), СвДП (4%) и Левая партия (4%) — балансируют на грани прохождения в парламент.
По логике, следующим канцлером должен стать Мерц, а править будет коалиция «ГроКо» (GroKo — Grosse Koalition, то есть Большая коалиция) в составе блока ХДС/ХСС и СДПГ. Именно поэтому, как считают в немецких СМИ, Шольц и Мерц в ходе теледебатов обошлись без оскорблений и взаимных нападок.
Чисто теоретически есть, правда, и другие конфигурации. Например, альянс консерваторов и «альтернативщиков» (вместе — более 50%). Но Мерц заявил, что такую опцию даже не рассматривает.
33% опрошенных выступают за правление Мерца в коалиции с «зелеными», но, если объективно, она вряд ли соберет больше 42-43% голосов бундесбюргеров.
И, наконец, неугомонный Шольц утверждает, что у него хорошие шансы (60%!) вновь стать канцлером. Для этого ему предстоит сколотить коалицию левых сил — СДПГ, «зеленые», «Союз Сары Вагенкнехт», Левая партия. Арифметически шансов мало, но газета «Бильд» не считает такое предположение беспочвенной фантазией. Лично мой диагноз: Шольца ждет почетная пенсия, он уже заявил что не пойдет на вторую роль в «ГроКо».
По моему опыту продолжительной журналистской работы в Германии, любого немца легко поставить в тупик, попросив рассказать об особенностях национальной избирательной системы.
Бундестаг избирается на четыре года путем всеобщего, прямого и тайного голосования по смешанной системе, сочетающей принципы мажоритарной и пропорциональной схем. Каждый гражданин, пришедший на избирательный участок (на прошлых выборах явка была достаточно высокой — 76,6%), получает по два бюллетеня. В первом отмечается понравившийся кандидат по конкретному избирательному округу (таковых 299, причем многие не совпадают с границами административно-территориальных образований). Во втором галочку надо ставить за одну из партий, допущенных к выборам ( на этот раз их 29). Этот бюллетень ценнее первого, так как именно с его помощью определяется расклад сил в парламенте, который нынче будет состоять из 630 депутатов. Несколько мест автоматически резервируются за партиями нацменьшинств — например, за Союзом южношлезвигских избирателей (SSW), который представляет интересы датчан, проживающих в ФРГ на островах Северного моря. Остальные партии, чтобы попасть в парламент, должны преодолеть 5-процентный барьер. Каждая сначала формирует свое представительство за счет одномандатников, а потом дополняет (по рейтингу) счастливчиками из партийного списка. Но и тут есть исключение. В парламент проходит политическое объединение, если его кандидаты в избирательных округах получают три прямых мандата. Так было, например, на прошлых выборах, когда Левая партия барьер не преодолела, но три ее представителя завоевали те самые заветные путевки. Она в итоге получила все, что положено парламентской партии (в том числе — госфинансирование), и дополнительные мандаты сообразно набранным голосам.
Канцлера избирают депутаты бундестага, затем он представляет состав правительства.
Чтобы облегчить избирателям поиск подходящего политического объединения, в Германии применяется специальная программа «вал-о-мат». На прошлых выборах ею воспользовались более четверти имеющих право голоса — 15,7 млн человек. Wahl-O-Mat — это электронная система подготовки многопартийных выборов в органы власти, осуществляющая помощь пользователю в принятии решения. Стала применяться с 2002 года. За ее функционирование отвечает Федеральное управление политического устройства Германии. Пользователю системы предлагается список ключевых вопросов (обычно 30-40), по которым позиции партий различаются. На каждый вопрос можно ответить «согласен», «не согласен» или «нейтрален». Но можно оставить его и без ответа. После прохождения система выдает процент совпадения позиции пользователя с позициями партий, участвующих в выборах. Процедуру опроса можно повторять, изменяя ответы. Так избиратели могут прояснить позиции партий и сделать сознательный выбор.
...На полях Мюнхенской конференции по безопасности, которая 16 февраля завершила свою работу, вице-президент США Джей Ди Вэнс отказался от личной встречи с Шольцем, а вот с Мерцем обстоятельно побеседовал. Такой вот своеобразный прогноз из-за океана на предстоящие выборы.