Ближний Восток и «фактор Трампа»

В материале «После потопа» (11.02.2025) было представлено видение внутренней динамики процессов формирования новой ближневосточной архитектуры без учета внешнего воздействия. Но игнорировать это воздействие невозможно

foto

Фото: As-faerniaty / Goodfon

Прежде всего речь идет, конечно же, о «факторе Трампа», то есть о том беспрецедентном давлении, которое нынешний американский президент оказывает на регион.

Обращают на себя внимание угрозы «открыть врата ада», если не будет быстрого перемирия в Газе или точного выполнения его условий, а также идея о выселении палестинцев из Газы и передачи сектора под управление США.

Все это выглядит предельно зрелищно, эффектно. И, на первый взгляд, эффективно: ведь, как ни крути, но после первой же «адской» угрозы перемирие между ХАМАС и Израилем было-таки подписано. Но, если вдуматься, ситуация видится по-иному.

Так, например, не очень понятно, кого в регионе можно было испугать «адом». Если то, что происходило в Газе после 7 октября 2023 года не считается адом, то вообще непонятно, что такое ад. Так что, как минимум, палестинцы были последними, на кого громкие слова Трампа могли произвести впечатление. И точно так же они едва ли содрогнутся при очередном «адском» окрике из Вашингтона.

В свете этого представляется, что быстрый прогресс при заключении перемирия был нужен в первую очередь самому Трампу. Он смог показать, что одного его слова достаточно, чтобы остановить бойню.

А что, если ему позволили это показать? Ведь если бы перемирия не было, Трампу пришлось бы отвечать за свои слова и действительно «устроить ад», то есть послать американские войска в Газу. По сути, он был бы вынужден начать свое правление с того, от чего всеми клятвами зарекался — с новой войны. Едва ли он мог бы себе это позволить, но выхода у него не было бы. И без доброй воли противоположной стороны он оказался бы в незавидном положении.

Иными словами, можно полагать, что с первых шагов нынешней администрации США существовала некая договоренность между Белым домом и кем-то очень влиятельным в регионе. Не исключено, что, как минимум, частью этой договоренности было условие, согласно которому Трамп не направляет американские войска на Ближний Восток, ограничиваясь «громами и молниями» (в крайнем случае — ЧВК), а местные силы обязуются «трепетать». А за этой шумовой завесой должна вестись реальная работа по выстраиванию региональных балансов при минимизации американского присутствия, а значит — и ответственности Вашингтона за последствия.

Оставаясь в рамках этой логики, можно сделать следующий шаг и предположить, что влиятельными региональными силами, выступающими партнерами Трампа в этой постановке, являются все те же Иран, Израиль и Турция — главные опоры складывающейся региональной структуры. В частности, Иран и Израиль гарантируют качественное драматическое действо вокруг перемирия и продолжение захватывающего боевика с «обменом угрозами и ударами», что даст Трампу возможность демонстрировать свое «всемогущество». Но при этом Тегеран и Тель-Авив гарантируют, что не поставят Вашингтон перед необходимостью прямого военного вмешательства — то есть не начнут войну.

Турция же тем временем встраивает арабские страны в новую региональную организацию — основу оси сотрудничества, о которой мы писали ранее. Анкара создает «антиигиловский» (и антикурдский) фронт с участием Сирии, Иордании и Ирака. Видимо, эта структура под водительством Анкары должна оправдать выход американцев из Сирии (о чем также заявлял Трамп) и стать барьером между Ираном и Израилем.

Продолжая развивать гипотезу о существовании многосторонних закулисных договоренностей в регионе, следует по-иному оценить идею депортации палестинцев из Газы и переход сектора под американское управление. Очень может быть, что это — отнюдь не пустые слова президента-бизнесмена.

Конечно, ни Египет, ни Иордания не примут (просто не в состоянии принять) палестинцев из Газы. Тут долгие рассуждения не нужны. Однако они вполне могут поддержать, и с огромным облегчением, их переселение в какую-нибудь другую страну. В российском экспертном сообществе уже указали на вероятного кандидата — Сирию, где смена власти произошла подозрительно быстро и просто.

Действительно, вполне можно представить себе, что новые власти в Дамаске будут готовы принять палестинскую диаспору — при условии массированной помощи. Которую Трамп в состоянии оказать, мобилизовав для этого арабские миллиарды из Залива и добавив к ним, например, что-то из перераспределенных средств той же USAID. При этом Сирия, как уже общепризнано, оказывается под управлением Турции. А значит, вся ответственность за то, как будет развиваться ситуация, ложится на Анкару. Конечно, это — жуткая головная боль, но в обмен турки могут получить необходимые финансовые средства для освоения левантийской части османского наследия — по сути, для восстановления своего доминирования в регионе. И принципиально важно, что при этом роль Турции как эффективного барьера между двумя враждующими полюсами — Ираном и Израилем — будет еще более очевидна.

При этом никто не требует от Турции отказаться от тезиса о необходимости создания палестинского государства. Более того, она может сохранить верность идеалу «двугосударственного решения» и тем самым поддерживать свой авторитет и в арабском, и в исламском мире. (Отметим, что ни Израиль, ни Иран не разделяют идею «двух государств».) Более того, согласившись на расселение палестинцев в Сирии, Турция получит возможность сформировать мощную и очень боеспособную силу, некий «палестинский легион», который в перспективе способен стать сильным козырем в региональной игре.

Если ситуация действительно развивается в этой логике, то оказывается, что «фактор Трампа» отнюдь не противоречит тому естественному ходу вещей, который мы рассматривали ранее: Израиль и Иран обеспечивают «балансирование на грани большой войны», что должно исключать возникновение «случайных» конфликтов. Или, иными словами: угроза ирано-израильской войны, способной уничтожить весь регион, минимизирует риски более мелких «детонаторов» (террористических, территориальных, межрелигиозных и пр.). Турция же обеспечивает тушение таких местных вспышек где и когда они возникнут и, в партнерстве с арабами, занимается проектами экономического и инфраструктурного развития, вовлекая в них и иранцев, и израильтян.

Что касается Америки, то она получает возможность реализовать планы, намеченные еще Бушем-младшим: постепенно снять с себя ответственность за Ближний Восток и перенести фокус стратегического внимания на игру с Китаем.

Вполне вероятно, что примерно по такому пути все может пойти на данном этапе. Но едва ли можно быть уверенным, что лет через двадцать, когда подрастет новое поколение палестинцев, регион не взорвется в очередной раз.